Три выходных дня дипломатия работала на полную катушку. Американцы и европейцы прилетали в Киев, в Москву, встречались на Мюнхенской конференции по безопасности. Украина - центральный вопрос повестки дня. Последние детали планируют утрясти 11 февраля. Главы государств встретятся в Нормандском формате в Минске. Планируется, что в беседе примут участие Петр Порошенко, Владимир Путин, Ангела Меркель и Франсуа Олланд.
И хотя до окончательного согласования позиций еще далеко, уже можно составить более-менее ясную картину того, о чем договариваются президенты. Давайте разберем ее по пунктам.
Пункт первый: автономия для Донбасса
Увы, но пути назад нет. Все говорит о том, что Киев потерял управление на значительной части Донецкой и Луганской областей. И как ни горько это признавать - в ближайшие годы не вернет. Осталось согласовать, какую форму примет административная свобода и как сотрудничать.
Диалог будет сложным, и косвенно это подтвердил президент Франции.
- Эти люди там поднялись на войну, воевали между собой, и им очень трудно будет жить дальше общей жизнью с остальной страной, - сказал Франсуа Олланд в одном из интервью уже после переговоров.
Эта тема была центральной на переговорах, но к окончательному решению еще не пришли. Российские политики настаивают на том, чтобы Украина провела конституционную реформу и стала федеративным государством. В таком случае действительно регионы получат значительную самостоятельность. Но примерно такие же права может дать и Закон "Об особом статусе Донбасса", и на этом особо настаивает украинская сторона.
Пункт второй: Украину ждет референдум
Это обсуждается. Но шансов на то, что решение такого серьезного вопроса отдадут на откуп людям, мало. Хотя президент Петр Порошенко признал, что надо попросить людей высказаться о будущем. И намекнул, что вопрос о самоопределении Донбасса вынесут на всеукраинский референдум.
- Вопрос автономии - это вопрос изменений в Конституцию. И, конечно, он будет требовать другой модели обсуждения, включая референдум, - говорил он, выступая на конференции в Мюнхене. - Я готов любой вопрос сегодня поставить на референдум. И вопрос федерализации готов поставить на референдум. И я знаю результаты. И вопрос государственного языка я готов поставить. И я знаю результаты.
Пункт третий: новая граница
В мирном плане, который привезли в Киев и Москву Ангела Меркель и Франсуа Олланд, говорится о демилитаризованной зоне шириной от 50 до 70 километров. Теоретически - линия спасения, а фактически - выжженная земля. Ведь кто захочет жить при постоянной угрозе попасть между двух огней?
По задумке, за границы этой линии стороны должны отвести всю артиллерию, и тогда бомбить противника не получится. Все понимают, что нужно отодвинуть артиллерию на безопасное расстояние и без такой линии дальнейшее движение невозможно. Но это будет самым сложным моментом переговоров, поскольку неясно - что считать нулевым рубежом и откуда отводить технику.
Конечно, Украине не хочется терять собственные территории. Хотя, похоже, именно к этому склоняют президента Порошенко западные союзники: отодвинуть танки и пушки на 30 километров в сторону границ Донецкой и Луганской областей. А он, очевидно, ждет гарантий того, что "ДНР" и "ЛНР" сделают то же самое вглубь областей.
Пункт четвертый; миротворческий контингент
Публично еще никто из политиков не призывал к введению миротворцев. Да и на данный момент неизвестно, включили ли этот пункт в мирный план. Но об этом говорят реалисты, которым надоело жить на военном положении. Миротворческие войска, в теории, могут стать мощным сдерживающим фактором для обеих сторон. А для наблюдателей, которые получают крупицы разрозненных данных с разных сторон, - дополнительным источником более-менее достоверной информации.
Пункт пятый: режим тишины
Главный вопрос для людей, живущих в зоне боевых действий: когда замолчат пушки? По словам Петра Порошенко, Украина готова на прекращение огня в любой момент. Он заверил, что готов отдать приказ о полном и безусловном режиме тишины. Но готовы ли на такой же шаг со своей стороны силы "ДНР" и "ЛНР", пока неясно.
По комментариям подготовительных групп, которые выступали накануне очередных переговоров в Минске, стало понятно: этот вопрос попробуют решить в первую очередь.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Вадим КАРАСЕВ:
- Мы проходим свой Рубикон, балансируем на волоске между перемирием и войной в Европе. Но пока не могу сказать, что решение найдено. План контурно наметили, но сработает ли он - покажет визит Меркель в Вашингтон. Европа очень активно работает сейчас над тем, чтобы найти путь к миру. Еще бы, на границах ЕС замаячил призрак полноценной войны - с танковыми боями, с тысячами жертв. Это уже не шутки.
СКАЗАНО
"КП" собрала подборку самых ярких цитат во время Мюнхенской конференции по безопасности.
|
- Мы имеем право на защиту нашей территории и нашего народа при поддержке всего мира. Двадцать лет назад мы дали 1420 ядерных ракет в обмен на гарантию. А сегодня имеем право получить нелетальное оружие для защиты нашей страны в рамках Будапештского меморандума. Многие эксперты спорили о предоставлении такой поддержки, считая, что военная помощь спровоцирует агрессию. Но мы видим, что наоборот - недостаток защиты способствует эскалации ситуации. Чем сильнее наша защита, тем мы более убедительны в нашей дипломатии.
Президент Петр Порошенко.
|
- Мы не поступимся своими национальными интересами и принципиальной позицией по ключевым вопросам. Но российская сторона готова к конструктивному взаимодействию с США как в двусторонней сфере, так и на международной арене, где наши страны несут особую ответственность за глобальную стабильность.
Глава МИД РФ Сергей Лавров.
|
- Я уверена, что этот конфликт невозможно решить военным путем. Мы решили сосредоточить наши усилия на дипломатических решениях. К счастью, у нас есть общность трансатлантических позиций относительно введения санкций в экономической сфере. Украина нуждается в прогрессе, но его нельзя достичь путем поставок оружия. Военным путем невозможно решить конфликт в регионе, где и так много оружия, и мы не получили никаких шансов на урегулирование этого конфликта. Я боюсь, что оружие приведет к смертям, а не военному поражению.
Канцлер Германии Ангела Меркель.
|
- США согласны с тем, что необходимо не жалеть сил на то, чтобы спасти жизни людей и разрешить конфликт мирными средствами. Как сказала канцлер Меркель, это стоит затраченных усилий. Но слишком много раз президент Путин обещал мир, но отправлял танки, войска и оружие. Поэтому мы продолжим обеспечивать Украину помощью для ее защиты, но не для того, чтобы поощрять войну, а чтобы позволить Украине защитить себя.
Вице-президент США Джо Байден.
|
- Я думаю, что это последний шанс. Если мы не сможем прийти к долговременному мирному соглашению, мы прекрасно знаем дальнейший сценарий. Этот сценарий называется войной.
Президент Франции Франсуа Олланд.