Как в Мексике
Просто так на объект не попадешь - нужно разрешение. Несколько дней ведем переговоры с пограничниками и, получив добро, выдвигаемся в сторону "Гоптовки". С учетом заявления губернатора мы ожидали увидеть неприступное, оборудованное по последнему слову техники сооружение, а оказалось, что вся "стена" - это... 30 метров забора! Да и то не сплошного - три демонстрационных варианта по 10 метров. Именно их торжественно демонстрировали премьер-министру Яценюку в октябре 2014-го.
- Мы закупили для забора секций на четыре с лишним километра, - рассказывает замначальника Харьковского погранотряда Владимир Цыганок, он проводит нам экскурсию на кордоне. - Их хватит до "железки" (железнодорожный пункт пропуска на границе с РФ в поселке Казачья Лопань, недалеко от "Гоптовки". - Ред.). Устанавливать начнем, когда погода будет подходящая, сейчас-то в землю не вгрызешься.
|
Похоже, по зиме противодиверсионный забор и правда не установишь - металлические секции углубляются в почву на полтора метра, чтобы подкоп не сделали. Двухметровую высоту с намотанной колючей проволокой с игривым названием "Егоза" тоже без боя не возьмешь.
- Забор можно разве что танком завалить, - улыбаются пограничники. - Чтобы этого не случилось, роем ров.
Его нарыли несколько десятков километров. Ширина - до четырех метров, чтобы тяжелая техника не смогла преодолеть с ходу. Правда, рыть по всему периметру границы не получается: то болото, то лес, то газовая труба, то кабель связи. Приходится ставить противотанковые "ежи" и тянуть колючую проволоку.
- Мы хотим создать здесь электронную охрану государственной границы. С датчиками движения, инфракрасными видеокамерами, выходом на пульт управления, - рисуют перспективы руководители Харьковского погранотряда. - Такая уже действует на американо-мексиканской границе. Плюс все автономное будет, на аккумуляторах.
|
Пока же пограничникам приходится следить за ситуацией по старинке - с контрольным проводом "на разрыв" (где порвалось, там и нарушитель. - Авт.) и постоянными патрулями. Если бы не снегоходы, передвижение пограничников вдоль кордона было бы ограничено. Это мы проверили на себе - возле рва провалились под снег по колено.
- Хотите попробовать? - спросили пограничники, кивнув на снегоход.
Граница у нас - абстрактная
Одна из проблем строительства "стены" - неопределенная линия границы со стороны Харьковской области. Пограничники говорят: "плюс-минус 50 метров". И объясняют - демаркация шла с западных границ и дошла лишь до Сумской области.
- Сейчас у нас здесь граница визуальная, ее только совместная группа может определить, три или четыре GPS-навигатора. Они все точки сводят в одну и определяют, что это - вот здесь, - объясняет офицер.
Говорят, Россия демаркации не особо хочет, поэтому глава правительства собирался обозначить границу в одностороннем порядке. Правда, международными правилами такое не предусмотрено.
Что думают о заборе на кордоне российские пограничники, можно только догадываться.
- У них раньше был принцип: Украина что-то делает - оно и нам хорошо, - пожимают плечами сотрудники "Гоптовки". - На отдельных участках они заборы ставили, какие-то ямы копали, но особо не старались. У россиян даже своих пограничных знаков не было. Говорят: "Хохлы поставили - и нам классно!"
|
"Только по телефону и общаемся"
Возле границы в этом районе люди практически не живут. Ближайшие населенные пункты - в пяти километрах от забора. Отправляемся туда. Как только мы добрались до указателя "Граны", из посадки выходят два пограничника с автоматами, просят показать удостоверения. А вдруг мы контрабандисты? Не успели тронуться, из-за деревьев - опять люди. Местные.
- "Стена"? Ров? Не, не знаем! - пожимают плечами. - А нам что с этого?
Правда, 76-летняя жительница села Граны Галина Федосеевна с ходу начинает жаловаться на сложности с пересечением границы.
- У меня в Белгороде дочь и внучка, в гости я уже пять лет не ездила, - сетует пенсионерка. - И они к нам теперь не могут приехать на машине, потому что дорога есть, а пограничники и близко никого к границе не подпускают. Электрички туда пока ходят, но сегодня слышала, что их собираются отменить. Как говорится, умрешь - и хоронить некому будет…
Своего зятя-россиянина бабушка уже и не надеется увидеть. Мол, ходят слухи, что мужиков из России сюда не пускают.
- У односельчан там везде родственники, здесь одни пенсионеры остались, - вздыхает Федосеевна. - Только по телефону и общаемся…
|
Мин и электричества нет
Поинтересовались наличием радикальных способов борьбы с нарушителями границы.
- А когда забор будет выстроен, можно его подключить к сети в 220 вольт?
- Нельзя, - разводят руками пограничники. - Люди, животные, Женевская конвенция... У нас тут нелегалы ходят. Если он помрет, кто отвечать будет?
Минировать контрольно-следовую полосу тоже пока не собираются. Ключевое слово - "пока". Мол, если что, мины поставить недолго.
ТТХ "Стены"
ДЕНЕЖКИ
Строительство "Стены" на границе Украины и России, по подсчетам правительства Арсения Яценюка, обойдется в 66 миллионов евро. В сентябре прошлого года на обустройство границы из госбюджета выделили 235 миллионов гривен. В октябре на заседании правительства было принято решение о выделении дополнительных 6 миллионов евро.
В 2015 году на "Стену" планируют выделить около 300 миллионов гривен. Именно эту сумму назвал на итоговой пресс-конференции в декабре премьер Яценюк.
СПРАВКА "КП"
Идея построить на кордоне надежные пограничные коммуникации появилась прошлым летом. Объект "Стена", согласно проекту, должен выглядеть так: глубокий ров сразу за линией разграничения, дальше - контрольно-следовая полоса, затем дорога для патрулей, крепкий забор с видеокамерами и вышки для наблюдения.
Во время предвыборной кампании в парламент объект проинспектировал премьер Яценюк, а в первых числах нового года губернатор Харьковской области Игорь Балута сообщил:
- "Стена" выполнена в том виде, в котором она должна быть, на 4,5 километра. Это не только ров. Эти 4,5 километра выполнены вместе с забором - так, как это должно быть.
Как показала наша поездка, слова губернатора "слегка" не соответствуют реальной картине…