В период с 2005 по 2008 гг. народ кредиты набрал от души. Строительный бум звал расширяться, манил доступной и уютной квартиркой. Тогда доллар был 5, сейчас – почти 20. Пересчитать что почем можно самостоятельно.
- Как будто бы не платила все эти годы, - возмущалась под Радой Александра Мельник. В 2006-м, после покупки новостроя на Дарнице, она стала киевлянкой. – В 2006 году взяла 73 тысячи, и на сегодняшний день выплатила только 20 тысяч тела кредита. Ну и проценты. Еще 50 тысяч банку должна.
В такой же ситуации половина участников митинга. Они рассчитывали платить две-три тысячи гривен в месяц, а по теперешнему курсу должны отдавать восемь тысяч.
- По курсу 15 еще платили, но по 18-20… Мы им устроим такой Майдан, что все остальное цветочками покажется! – кипятились женщины.
Чуть в сторонке стояла дама в лисьей шубе. Ей, наоборот, банк должен.
- Муж – моряк, я его годами не видела, но все время пилила: деньги не трать, выйдем на пенсию и квартиру купим, - тихо рассказывала. – Скопили 32 тысячи долларов, но получить их не можем. Последние полгода хожу в банк как на работу. Выбили 10 тысяч гривен, остальное зависло. Мужа звала вместе идти, а он сказал: ну их всех в болото, не помогут.
- А вы как думаете, поможет?
Задумывается и отвечает в духе: "Хуже не будет". Но есть одно опасение, что может быть и хуже. Рядом с обиженными людьми, которые пытаются решить реальные проблемы, крутились непонятные парнишки. Мелькали демисезонные куртки, стоптанные кроссовки и промерзлые кадыки. Такие типажи ошиваются от митинга к митингу и протестуют за рублевую таксу. Они-то делают массу. Именно они выстроились в кружок и потрясали зажженными факелами над кучей шин.
- Воины света, воины добра! – надрывались парни в унисон с оглушающей музыкой из колонок.
- Не надо жечь шины! Еще не время! – останавливали их женщины. – Попробуем пока миром договориться.
- Депутаты! Если не примете наш закон, мы вас сожжем! – закричал кто-то со сцены. Но ожидаемый гул одобрения по толпе не прокатился.
Участники митинга особенно просили отметить, что совсем платить кредиты не отказываются – готовы гасить задолженность, но по курсу 8 гривен за доллар. Возмущались, что в Раде их не слышат. Хотя в Раде слышали прекрасно, только реагировать не хотели. Депутаты разделились на две категории. Первая – реалисты, которые знают: в банковских договорах надо читать то, что написано мелким шрифтом. Если там написано, что финансисты имеют право пересчитывать выплаты по реальному курсу, то возмущаться бесполезно. Вторые не смогли удержаться от сочувствия и обещали что-то придумать. В итоге сошлись на компромиссе. Рада утвердила закон, который запрещает банкирам выселять должников, которые сильно задержали выплаты.