В среду вечером свет наконец-то увидел так называемый закон о переселенцах с подписью президента. Законопроект "Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц" депутаты не без натиска волонтеров зарегистрировали еще в конце лета, но только 20 октября его приняла Рада и спустя почти месяц подписал глава государства. Впрочем, волонтеры и, конечно, сами переселенцы и этому рады. Ведь без прописанных официальных норм у людей, сменивших из-за войны место жительства, не было никакого статуса.
Плод компромисса
Петр Порошенко признал, что в подписанном законе есть недоработки.
- Я поручил правительству разработать нормативные акты, которые должны заработать после принятия этого закона, чтобы можно было решить проблемы доступа к образованию, трудоустройства, размещения, социальных выплат, решения вопроса медицины, - сказал президент.
Тут же власти пообещали: изменения будут внесены, как только заработает новая Верховная Рада.
Впрочем, волонтеры, представители общественных движений и даже те из них, кто входил в состав рабочей группы, говорят: сам закон - это компромисс между гражданским обществом и государством.
Первую версию проекта впервые выложили в открытый доступ еще 15 апреля, потом документ пришлось почти полностью переписать.
- Претерпел изменения текст и позже, - говорит правозащитник, один из соавторов закона Борис Захаров. - В Верховной Раде его сузили. Были пункты, к которым государство оказалось просто не готово. Определенные изменения могли произойти и во время так называемой юридической редакции, которая у нас может проходить после принятия закона ВР. Окончательного текста закона я пока не видел.
|
Забыли об иностранцах
Сейчас правозащитник и соавтор называет одну самую важную недоработку нового закона - там не определены права нерезидентов, которые имеют в Украине разрешение на долгосрочное пребывание.
- Простой пример, - объясняет Борис Захаров. - Есть иностранец, который зарегистрировал брак в Донецке с украинкой. Разрешение на пребывание в стране у него есть, а вот получить гражданство не успел. Из-за последних событий они вынуждены были переехать. И теперь у нее есть права и льготы переселенца, а у него - нет.
Среди упущенных моментов специалисты называют еще несколько.
- Мы лоббировали возможность получить статус переселенца человеку, который потерял документы, раньше, чем он восстановит свои бумаги, - говорит Борис Захаров. - Скажем так, на основании косвенных улик. Но по закону получилось по-другому: сначала нужно восстановить документы, что, конечно же, занимает какое-то время, а уж потом претендовать на статус. Есть и другие вопросы. К примеру, сбежавший от войны человек уже успел получить другую "мирную" прописку. В этом случае он не имеет права претендовать на статус, но по сути может так и оставаться переселенцем. Мы пытались регламентировать этот пункт сроками, например, если человек получил эту прописку несколько недель назад. Но нет, закон пока этого не учитывает.
Впрочем, то, что закон наконец-то приняли, хоть и в усеченном виде, специалисты называют успехом. Ведь документ не только дает официальный статус тем, кто из-за войны был вынужден переехать, но и открывает двери для международной помощи.
НА ЗАМЕТКУ
Положены бесплатное питание и кредиты на жилье
Теперь по закону зарегистрированные переселенцы могут претендовать не только на соцвыплаты и материальную помощь, но и на содействие в вопросах жилья, питания, медицины, трудоустройства. Закон закрепляет обязанности за разными государственными институциями.
В частности, местные госадминистрации должны организовать для переселенцев бесплатное питание (но не больше чем на месяц) до трудоустройства или получения ими статуса безработных, предоставить пригодное для проживания жилье, устроить детей в садики и школы. Органы местного самоуправления также обязаны подключаться к решению жилищных, образовательных вопросов, помогать с получением медпомощи, выделять земельные участки. Отдельная статья закона посвящена кредитам на землю, постройку дома либо покупку квартиры.
Кроме прав у тех, кто переехал, есть и обязательства. Официального статуса могут лишить, если окажется, что человек подал о себе лживые сведения, оказался причастным к терроризму или сепаратизму. Также справка становится недействительной, если беженец уехал за границу либо вернулся на прежнее место жительства.