В феврале этого года Европейский суд по правам человека предоставил приоритетный статус иску киевлянина Игоря Сиренко к государству Украина. Жалобу не успели рассмотреть, а государство уже изменилось. Хотя основная цель, ради которой ученый в ночь 30 ноября 2013-го стоял на Майдане, так и не достигнута.
- Я много думал, переосмысливал с той ночи и пришел к выводу, что если бы все вернулось, вышел бы на нашу главную площадь опять. 30 ноября стало спусковым моментом, - говорит 58-летний математик.
Группа митингующих, в которой находился Игорь Сиренко, стояла на ступеньках возле памятника Независимости.
- Единственное, что мы делали, - это пели гимн. Когда налетели бойцы "Беркута", не сопротивлялись. Но нас все равно провели через строй, в спину колотили палками. Один из милиционеров очень сильно ударил меня в грудь. Я видел мужчину с поломанной ногой, девушку с разбитой головой…
Потом доставили в Шевченковское райуправление милиции. Правда, протокол на меня составить не успели - слишком много скопилось задержанных, истекли отведенные УПК три часа. Но я все равно считаю, что мои права были грубо нарушены.
Автор научных работ и волонтер
По словам нашего собеседника, продвижения по его жалобе в Страсбурге пока нет, идет переписка между судом и правительством - обычная процедура. Но отзывать свой иск ученый не намерен.
- Если выиграю дело и получу компенсацию, деньги потрачу не на себя, - говорит Игорь Сиренко.
Математик по профессии, Игорь работает в лаборатории университета имени Шевченко. Второе его призвание - это экология. В 1991 году он был одним из создателей Национального экологического центра Украины, в котором состоит поныне. Автор более 50 научных работ сейчас помогает собирать помощь для бойцов АТО, поддерживает коллег, которые вынуждены были остаться в Донбассе. 30 ноября, очевидно, стало для него болевой точкой.
- Жалею, что очень мало фиксировал во времени и в лицах. Единственный, кого мог бы опознать из "Беркута", - это бывший начальник, Кусюк (сейчас он в бегах. - Ред.). Как выглядели остальные, не запомнил.
|
Правды на родине не нашел
После разгона ученый пытался искать правды в украинских судах, но понял, что это утомительный и безнадежный путь. Поэтому сразу обратился в Страсбург. По делам, которые свидетельствуют о вопиющих нарушениях прав человека, такое возможно. Присвоение жалобе Сиренко приоритетного статуса говорит о том, как отнеслась Европа к событиям 30 ноября.
- Когда я писал объяснение в милиции, следователь даже не потрудился сообщить, за что меня задержали, - вспоминает Игорь Сиренко.
Однако и к нынешним нашим реалиям ученый подходит критически. Досаждает, что осталась коррупция.
- Фактически не финансируются заповедники, деньги дают только на зарплату сотрудникам, - говорит участник протестов. - А ведь природа - это то, что мы должны сохранить для потомков.
Война на востоке, как у всех, проходит болью через сердце Игоря. И потому, что гибнут люди, и потому, что страдает природа.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
СБУ передала дела против бывшей власти в Генпрокуратуру
Вскоре они должны последовать в суд.
В преддверии годовщины начала Майдана глава СБУ Валентин Наливайченко подвел некоторые итоги расследований резонансных дел.
В частности, по словам Наливайченко, по статье "Государственная измена" арестованы 5 бывших высокопоставленных офицеров Службы безопасности, имевших непосредственное отношение к преступлениям против гражданских лиц на Майдане. Также были задержаны 16 бойцов бывшего "Беркута" (подверглись аресту только трое. Среди них - командир спецроты, который сбежал, едва суд отпустил его из СИЗО. - Ред.).
Что касается уголовных производств против представителей бывшего правительства, то Валентин Наливайченко сообщил, что расследование в отношении 82 бывших высоких должностных лиц и непосредственно бывшего президента завершено - в части активов, имущества, предприятий, счетов, которые были похищены из бюджета.
- Материалы переданы в Генеральную прокуратуру, - заявил глава СБУ.
В ГПУ должны утвердить обвинительный акт и передать его в суд для вынесения заочного приговора, как теперь это позволяет закон.