Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Еще поплаваем? Три сценария развития военно-морского флота Украины

Еще поплаваем? Три сценария развития военно-морского флота Украины
Фото: Флагман ВМС Украины фрегат "Гетьман Сагайдачный". Фото: УНИАН

После мартовских событий в Крыму и захвата украинских кораблей Россией, Украина  фактически осталась без боеспособного флота. Потеряны не только судна и боеприпасы, среди которых противокорабельные ракеты. Страна осталась без полноценных военно-морских баз.

Что делать в такой откровенно непростой ситуации, "КП в Украине" спросила у экспертов. Они предложили три пути развития военно-морских сил.

ВАРИАНТ РЕАЛИСТИЧНЫЙ: УБЕРЕЧЬ ТО, ЧТО ОСТАЛОСЬ

Денег на новые корабли, когда курс доллара скачет на костях гривны, нет. И даже если на оборону выделят больше средств, чем в предыдущие годы, вряд ли что-нибудь направят на обновление флота. Строительство фрегата или корвета страна в нынешних условиях не потянет, считает начальник управления морской охраны Госпогранслужбы Николай Жибарев.

- Нужно сохранить хотя бы то, что у нас есть. Причем средств на это нужно меньше, чем на строительство одного фрегата, - отметил он. - Лучше отремонтировать подлежащие списанию корабли, на которых все еще можно выполнять боевые задачи. К тому же, это позволит сохранить ценные кадры.

А возможность создания или закупки новых судов, по его мнению, стоит рассматривать только после окончания боевых действий. И ориентироваться не на численность, а на эффективность, отдавая предпочтение небольшим, но быстрым боевым катерам. Ведь думать военным придется не только об этом. Нужно заново разрабатывать морскую инфраструктуру – создавать систему базирования вне Крымского полуострова. В том числе на Дунае и в Азовском море.

Большинство судов отслужили свои сроки эксплуатации. И если их не отремонтировать или не заменить, то по прогнозу Центра исследований армии, конверсии и разоружения, скоро украинский флот будет насчитывать не больше пяти боеспособных кораблей и катеров.

ЭКОНОМ-ВАРИАНТ: ОБЪЕДИНИТЬ ВМС И МОРСКУЮ ОХРАНУ

О такой перспективе с учетом недостатка средств на полноценное содержание сразу двух структур моряки в последнее время говорят все чаще. Причем Морская охрана Погранслужбы, под началом которой ходят 7 кораблей и 46 катеров, даже обращалась к командованию флота с соответствующим предложением. Но поскольку объединяться предлагали именно под ее флагами, там к такому варианту отнеслись скептично. И дело не только в амбициях, считает капитан первого ранга в отставке Евгений Лупанов.

- У каждой из этих структур свои специфические задания. Военно-морские силы нужны непосредственно для ведения боевых действий. А морская охрана должна обеспечивать безопасность в экономической зоне – следить за выловом рыбы, контрабандой и так далее, - подчеркнул эксперт. – Юридически она лишена функции защиты границ. Не имеет права воевать.

Морская охрана предлагает командованию флота объединяться. Фото: УНИАН

ВАРИАНТ МИЛИТАРИСТСКИЙ: ВСТУПИТЬ В НАТО

Рассчитывать только на свои силы Украине не стоит, продолжил Лупанов. В то же время, поставлять Украине боевые суда в качестве военной помощи ни США, ни страны ЕС согласно международным договоренностям не имеют права. Поэтому единственный выход для поддержания боеспособности флота – это вступление в НАТО, считает эксперт.

- Нужно получить от НАТО технологии строительства и сосредоточиться на создании собственных надводных кораблей, - заявил Лупанов. – Все возможности для этого у страны на самом деле есть. Только в Николаеве находятся четыре больших завода, которым по силам справиться с восстановлением флота.

Старые корабли, по его мнению, большой ценности ни для Украины, ни для России не представляют. Поэтому лучше сразу задумываться о полном обновлении. Деньги на это, как и несколько "поношенных" кораблей, найдутся. Но только после проведения люстрации в органах власти и преодоления коррупции в рядах оборонных ведомств.

В НАТО Украину пока не ждут. Фото: REUTERS

КОРВЕТ "ВЛАДИМИР ВЕЛИКИЙ" ЕЩЕ ПОВОЮЕТ

Эксперты считают, что новый виток АТО припадет на весну 2015 года. Борьба развернется за морские города. Поэтому развивать флот необходимо, как и сухопутные войска.

- Главное – удержать Мариуполь. Мы должны выстоять, ведь если отдадим город, агрессор сможет пойти дальше по побережью, отрезая Украину от моря, в том числе в Одессе, - считает генерал-майор, президент Атлантического совета Украины Вадим Гречанинов. – А без моря страна вряд ли сможет быть на плаву.

Но как выстоять, когда от флота осталась одна вывеска? Эксперты молчат. Считают, что главное не падать духом. Ведь даже сейчас жизнь в ВМФ есть - в Николаеве продолжают строить корвет "Владимир Великий", который обещают спустить на воду в 2017 году. Стоимость строительства, по данным экс-министра обороны Игоря Тенюха, почти 300 миллионов гривен в год.

- Процесс идет. Мы работаем, как и работали. Не останавливались, - рассказал "КП в Украине" генеральный директор Исследовательско-проектного центра кораблестроения Александр Желоб.

Подробностей процесса конструкторы не раскрывают, ссылаясь на приказ "Укроборонпрома" о неразглашении, но по данным наших источников речь идет даже не о корвете, а о фрегате, причем универсальном. Он сможет заниматься и противовоздушной обороной, и бороться с подлодками, и выполнять множество других задач. Но один такой корабль, каким бы многоцелевым он ни был – это еще не флот.

Корвет "Владимир Великий" пополнит флот в 2017 году. Фото: Википедия

ПРОЩАЙ, "ЗАПОРОЖЬЕ"

Будущему украинскому флоту, каким бы он ни стал, скорее всего, придется обойтись без подлодок. Хотя подводные силы страны и раньше существовали скорее в виде идеи. Единственная субмарина страны "Запорожье" простояла в ремонте почти двадцать пять лет, и сегодня снова стала непригодной для выполнения боевых задач. Впрочем, возвращать ее Россия все равно пока не собирается. А если бы и вернула, подлодку было бы некуда ставить, поскольку "причаливать" она могла только в Крыму. Поэтому прежде чем задумываться о покупке иностранной или строительстве родной подлодки, командованию флота в Одессе сперва придется решить вопрос ее базирования.

"Запорожье", скорее всего, так и останется единственной подлодкой в истории украинского флота. Фото: Википедия

МОРЕ ОРУЖИЯ

Кроме Украины выход к Черному морю имеют пять стран, у четырех из которых есть флот.

 

Россия: самый большой флот из всех черноморских государств.

На начало сентября насчитывал больше двух с половиной тысяч кораблей, из них 45 боевых. Жемчужина российского флота – ракетный крейсер "Москва", оснащенный 16 пусковыми установками противокорабельных ракет, способными поражать цели на расстоянии до 550 километров.

К тому же Россия решает вопрос о получении двух "Мистралей" из Франции. Это мощные десантные корабли с вертолетной площадкой. Такие есть во флоте Франции. Россия их купила в 2001 году, строительство закончилось в разгар войны в Украине, поэтому Франция не знает, как ей поступить – отдавать России или нет. 

Черноморский флот - всего лишь один из четырех, находящихся в распоряжении ВМС России.

 

 

Турция: флот насчитывает больше двух сотен суден. В том числе 16 фрегатов, 8 корветов, 14 подводных лодок и множество других боевых кораблей. Кроме того, поддержку с воздуха обеспечивают 75 вертолетов морской авиации.

 

 

 

Румыния: флот включает около 45 суден, но постоянно используются далеко не все из них. Тем не менее, страна может похвастать флотилией фрегатов (8 кораблей), 6 корветами, 5 минными кораблями и 17 кораблями поддержки. Единственную румынскую подлодку "Делфинул" оправили в резерв в далеком 1996 году.

 

 

Болгария: флот насчитывает чуть больше трех десятков кораблей. Впрочем, и в нем тоже нашлось место для четырех фрегатов, двух корветов и даже ракетного корабля "Молния". Последнюю болгарскую субмарину "Слава" вывели из состава флота в 2011 году.

 

 

Грузия: после вооруженного конфликта в Южной Осетии от собственных ВМС отказалась. Хотя в результате морского боя с Черноморским флотом России от них и так почти ничего не осталось: в августе 2008 года силы РФ уничтожили 11 грузинских кораблей и захватили в порту еще 15 катеров. Оставшиеся 7 суден передали Береговой охране МВД Грузии, которая сегодня насчитывает 42 единицы. Примечательно, что у откушенной от Грузии Абхазии есть свой флот, хоть и состоит преимущественно из боевых катеров. По неофициальным данным, их у частично признанной республики около трех десятков.

 

 

Украина: согласно неофициальной информации, после событий в Крыму во флоте остались 45 суден. Правда, из них только восемь боевых. Это флагманский фрегат "Гетьман Сагайдачный", корвет "Винница", десантный корабль "Кировоград", минный тральщик "Геническ" и четыре катера – один ракетный и три артиллерийских. 17 суден в марте остались у полуострова под флагами России. Среди них восемь боевых, в том числе четыре корвета и подлодка.

СПОРНОЕ МНЕНИЕ

Есть мнение, что в критической ситуации Украине помогут страны НАТО, например, Турция, Болгария и Румыния, которые имеют выход к Черному морю. Но перспективу этого можно переопределить: где было НАТО, когда война началась на материке или в Крыму?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

"Гетьман Сагайдачный" на месяц отправили в ремонт

Главный боевой корабль украинских Военно-морских сил "Гетьман Сагайдачний" на днях встал на ремонт в одном из доков Одесского морского порта. По данным пресс-службы ОМТП, работы проходят на "Судоверфи "Украина", имеющей лицензию на ремонт военной техники и вооружения.