4 ноября
Загрузить еще

Дневник донецкого переселенца - 8: Неприкаянные

Дневник донецкого переселенца - 8: Неприкаянные
Фото: Уезжая из Донецка многие жители не планируют возвращаться уже никогда... Фото: Eastnews

День выборов я планирую провести на свадьбе. На простой переселенческой свадьбе в фешенебельном гостиничном комплексе на окраине Киева. Молодая и очень гармоничная пара решилась-таки на важный шаг. Нет, и до этого близкие люди считали их настоящей и сложившейся семьей, но сейчас появился повод узаконить отношения. Как я понимаю, это им нужно для того, чтобы получить гражданство другой страны. Вроде бы мелочь и формальность. Но… 

Вы никогда не задавали себе вопрос: кто больше других пострадал от этой войны? Ответ вроде бы напрашивается сам - это старики, дети и социально обделенные слои населения. Так? Нет. Больше всех "накрыло" тех, у кого до всех этих событий все было вроде как хорошо. Мужиков среднего и чуть старше возраста, "кормильцев", тех, на ком и держатся все те же старики, дети и еще множество родственников.

Редактор донецкого выпуска КП Артем Маслаков. 

Встречаюсь все в том же Киеве со старым приятелем. Под Донецком у него остался заводик ценой где-то в миллион долларов. Половину денег на него он заработал, половину одолжил у друзей. Вложил в производство душу. А сейчас с тоскливым взглядом сидит и ждет, чем там все закончится, и думает, где взять средства, чтобы с долгами рассчитаться. Надежда на позитивный исход тает с каждым днем. Что дальше? Настрой решительный: свое детище просто так "на откуп" бросать не намерен - уж лучше взорвать. А сам уедет в Чехию или Австрию. Себя с Украиной никак не связывает. О выборах не говорит и не думает, лишь твердит: "Устал я от этой страны".

Еще один человек, удививший меня, - таксист, перебравшийся из Донецка в Подмосковье. Здесь (в Донбассе) называл украинский язык не иначе как "телячья мова", а там вдруг стал патриотом своей страны. И радио только украинское слушает, и с клиентами на характерном суржике говорит. При этом возвращаться не собирается и будущее свое видит только там.

Беларусь - страна, не оставшаяся без внимания у переселенцев. Из моих знакомых туда уехал один из бывших директоров нашего холдинга. Когда начали бомбить его район в Донецке, схватил в охапку семью, сел в машину и поехал куда глаза глядят. Остановился где-то под Бобруйском, взял в аренду поле, собрал урожай картошки и теперь собирается там зимовать. Читает классику. В мире и покое. Говорит: главное - не стреляют. О выборах в Украине ничего не знает и не заморачивается по этому поводу.

Четвертый и самый показательный (для меня) человек из этой серии "мужиков от 40 до 50" уехал на Кубань. Здесь его подозревали в симпатиях к "ДНР" (спорно, надо сказать, подозревали). А там он достаточно быстро нашел себе работу и дом. На банальный, как казалось, вопрос: "Если тут все в порядке будет, когда тебя ждать обратно?" - ответил: "Никогда в порядке уже ничего не будет". Выборы в Украине ему тоже до лампочки. Слышал о них по российскому телевидению, приезжать голосовать точно не собирается.

А я в день выборов, как уже говорил, пойду на свадьбу. Во-первых, потому что страна решила: мой голос на самом деле ей не нужен, ведь мои права избирателя она обеспечить не может. Во-вторых, глубоко убежден: в государстве, где бушует война, выборы проводить нельзя по определению. В-третьих, не вижу человека или политсилы, за кого лично я хотел бы отдать свой голос. Все те же лица, разбавленные странными персонажами, одетыми в камуфляжную форму. Отчего особенно страшно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Дневник донецкого переселенца: Кто-то нас продал, кто-то нас предал

Решение уехать из Донецка пришло спонтанно. В один миг. Еще утром, проснувшись уже под привычную канонаду, пошел на работу с уверенностью в том, что останусь в своем городе до последнего. Два месяца все-таки продержался, хуже ведь уже не будет? Оказалось - будет. Смотрю в окно и как в замедленной нереальной съемке военного кино вижу, как ложатся мины в самом центре города. Первая - в районе 1-й городской больницы, вторая - рядом с бывшим центральным гастрономом "Москва" (символично, что ли?), третья, по логике, должна была долететь к  драмтеатру, к моему "родовому гнезду", маминому дому. Что-то ей помешало - "легла" рядом с предыдущей, но именно этот недолет перевернул сознание. Все! Уеду! Хоть на пару дней, хоть куда-то, где не стреляют!

Дневник донецкого переселенца 2: "А, правда, хватит уже воевать-то!"

Людей, убегающих от войны, можно разделить на несколько символичных групп. Первыми из Донбасса рванули те, кто давно хотел это сделать. Не хватало толчка. Им стала война. Места для новой жизни присматривались заранее, в итоге Киев "дождался" очередной волны донецких, Москва запестрела машинами с украинскими номерами, Крым стал многолюднее… Вторыми потянулись те, кто лишился домов, хозяйств, работы. Это настоящие беженцы. Им без разницы, куда уезжать. Главное - крыша над головой и еда, пусть простая, но ежедневная. Но куда больше третьих - тех, кто уехал "на недельку-две" в надежде вернуться на следующий же день после окончания боевых действий. И они ждут этого момента месяцами.

Дневник переселенца-3: "Как мы все это потом склеивать-то будем?"

В ежедневном страхе погибнуть под обстрелами, потерять дом, остаться без работы и умереть от голода мы, жители Донбасса, не обращаем внимания на еще одну беду, которая, возможно, и есть самой главной.

Дневник переселенца - 4: донецкие мамы - спасенные и брошенные

Три истории о любви и нелюбви взрослых детей к родителям.

Нам, молодым и "условно" молодым (людям так называемого среднего возраста), пережить войну все-таки проще. Понятно, теряем уверенность в себе, летит ко всем чертям привычный жизненный уклад, лишаемся связей, бросаем, может быть, даже навсегда квартиры, дачи, гаражи, машины. Но… приобретаем нечто другое, не исключено, что не менее важное и значимое - мобильность. К тому же держим себя все время в тонусе, находим и учимся новому каждый день. Нормально, прорвемся. 

Дневник переселенца-5: Страхи, детские и недетские

Сложно писать о чем-то хорошем, когда в родном городе беспрерывно звучит канонада.

В твоей обживаемой годами квартире, с мини-садом на балконе, от взрывов сотрясаются не только окна, но и подпрыгивают горшки с цветами. Мама ночью шепотом отчитывается, как только что по ее улице прошла бронетехника: БТРы, танки и "Грады". Очень сложно. Но так же "очень"  - хочется. И как это замечательно, когда есть о чем писать.

Дневник донецкого переселенца-6: "Или брат, или враг"

Днями сайты донецких "республиканцев" облетела новость: "в боях за аэропорт был тяжело ранен один из основателей движения "ДНР", депутат "Верховного Совета республики", ополченец с позывным "Шаман" - Олег Фролов".