22 декабря
Загрузить еще

Производить, а не ввозить?

Производить, а не ввозить?
Фото: Глава правления ЧАО «Запорожский автомобильный завод» Николай Евдокименко.

На днях в Киеве прошел Фестиваль украинских товаров. Большинство его посетителей сетовали на то, что вне фестиваля найти произведенные у нас  качественные одежду, обувь, посуду или бытовую химию сложно. Но готовы ли украинцы перейти с европейской продукции на отечественные аналоги?

А если этого не сделать, рынок окончательно заполонит продукция из Китая. За последний год,  по данным Госкомстата, ввоз товаров в страну снизился на 42%. Тут бы и радоваться, но ведь этот импорт пока не заместили отечественной продукцией. А между тем общая сумма импорта за 2014 год, по подсчетам экспертов, может составить треть (!) прошлогоднего ВВП нашей страны - около 60 млрд долл. Поэтому снижение импорта - это тот шанс для украинских производителей, который они не должны упустить. Но использовать этот шанс они смогут лишь в том случае, если государство им в этом поможет. 

На кого работаете? 

По мнению лидера "Сильной Украины" Сергея Тигипко, поддержка импорта - это политика прошлого. Сегодня любая страна с развивающейся экономикой заботится о том, чтобы производство находилось на ее территории, а импорт замещался отечественными товарами. 

"Многое из того, что закупается Украиной, мы можем и даже обязаны производить в Украине, - уверен политик. - И тут очень важна роль государства. Начинать нужно с того, чтобы в рамках ВТО максимально закрыть свой рынок, а затем создать ситуацию, при которой импортерам было бы выгоднее основать производство в самой Украине. К этому мы и должны стремиться. За счет этого, если мы добьемся хотя бы 50% замещения импорта, сможем на 25% увеличить свой ВВП". 

Политик считает, что импортозамещение является самым главным приоритетом в развитии экономики страны. Правительство должно активно работать на защиту интересов внутреннего производителя, потребителя и в итоге всего государства. 

"Но что мы видим от правительства вместо программы импортозамещения? - анализирует Тигипко. - Мы видим отмену утилизационного сбора для импортных автомобилей. В любой другой стране уже стоял бы вопрос о лоббизме правительством интересов иностранного товаропроизводителя. Что это - коррупция или просто некомпетентность?"

Алгоритм успеха

Эксперты говорят, что Украине необходимо заботиться параллельно о потребителе и об отечественном производителе. В этом неплохо было бы перенять опыт того же ЕС. Например, в Германии при покупке нового автомобиля немецкого производства государство компенсирует 1,5 тыс. евро. Этот метод использовала Россия - там выплачивают по 1,5 тыс. долларов. Результат: местный автопром продает по 600-700 тысяч новых автомобилей своего производства в год.

Кроме того, государство должно заботиться о том, чтобы его производители находились в тех же условиях, что и в соседних странах.  

"К примеру, автозаводы в Польше, Словакии и Чехии работают в режиме специальных экономических зон, которые освобождены от всех налогов, кроме налога на зарплату и на землю", - рассказывает глава правления ЧАО "Запорожский автомобильный завод" Николай Евдокименко.

Здесь два пути: или формировать схожие зоны, или ограничивать импорт за счет пошлин. Пока ничего такого нет. И, к сожалению, аналогичную политику власть реализует по многим группам товаров. А в нынешней ситуации оно должно поставить для себя задачу: за 5 лет закрыть половину импорта товарами собственного производства. 

 

КОМПЕТЕНТНО

Сергей Тигипко, лидер партии "Сильная Украина":

- Нам необходимо поддержать отечественного производителя в двух направлениях: первое - обеспечить предприятия через госзаказы, налоговые льготы и "длинные" кредиты, второе - поддержать потребителя через восстановление социальных стандартов и укрепление гривны. В Украине достаточно предприятий небольших, инновационных, быстрых, которые могут удовлетворить спрос украинского потребителя. Все, что им нужно - обеспечить нормальные условия для работы. Алгоритм известен. Его нужно достойно реализовать.