Несмотря ни на что. Людей не пугают ни ежедневная канонада, ни проблемы с ассортиментом продуктов в магазинах, ни недостаток лекарств в аптеках, ни сложности в обеспечении коммунальных потребностей и отсутствие наличных денег, да и чехарда и "непонятки" в правоохранительной системе и местной власти тоже волнуют мало… Главное - добраться домой. Вернуться…
Понятно, что первой и самой угадываемой причиной становится невозможность найти себя на новом месте. Стране откровенно плевать на проблемы переселенцев. Точно так же, как и на них самих. Публичные заявления и акции носят абсолютно декларативный характер. Даже в предвыборных баталиях никто особо не заморачивается: электорат-то малоперспективен, а территории - проблемны. А ведь речь идет о НАШИХ людях и о НАШИХ землях. Заигрались. Давайте признаем очевидное. И будем держать в уме - уезжают из Донбасса верные Украине граждане. Возвращаются - преданные и потерянные люди.
Гораздо сложнее объяснить эту тягу (вернуться домой), когда у тебя вроде бы все хорошо. Ты попадаешь в общество близких во всем (или очень многом) тебе коллег. Интеллигентных, вежливых, обходительных. Просто - классных и разных! Ты наслаждаешься жизнью. Теплый, солнечный и очень мягкий Киев вводит в состояние абсолютной эйфории. Почти счастья. Действительно, когда после фронтового Донецка смотришь на резвящихся белочек в сквере рядом с работой - ну не чудо ли это?
|
Новый город начинает раздражать и отталкивать по каким-то косвенным и изначально необъяснимым причинам. Сперва удивляет вид горок сигаретных окурков, выброшенных прямо на тротуар, затем пьющие пиво на лавочках в парках люди, при абсолютном попустительстве милицейских патрулей. Все то, что раньше казалось признаками настоящей демократии и так нравилось тогда, когда ты приезжал в Киев в гости. Дальше раздражителей становится больше. Жду у входа в метро семью. Вечер, около девяти часов. Подходит подвыпивший мужчина, заранее настроенный агрессивно. Спрашивает, почему я так ехидно улыбаюсь? Это что за начало 90-х? - думаю я и понимаю: будем драться. Тут где-то в голове зажигается "лампочка": паспорт-то у меня донецкий, как милиция в итоге отнесется? Не увидит ли в моих действиях признаков сепаратизма? Предпочитаю ретироваться. От греха.
Дальше восприятие несоответствия с обычным жизненным укладом лишь усиливается. Мнение о том, что "пацаны в трениках с тремя лампасами" живут лишь в Донбассе, оказалось заблуждением. Даже для меня, человека всю жизнь прожившего в Донецке. Их гораздо больше в киевских трамваях. И они не донецкие, поверьте, по говору скорее из Западной Украины. Еще одна неожиданность подстерегала тут же, в трамвае. Кондуктор на выходе, не церемонясь, потребовал поделиться уже пробитым билетом. Нет, у нас их тоже отдают, но только в качестве жеста доброй воли. А тут какая-то обязаловка… Но больше всего поразил эпизод, когда компания молодых людей переходила дорогу на красный свет, а машина ГАИ притормозила и… пропустила нарушителей. Это не говоря о том, что ходить на "красный" тут вообще считается абсолютно нормальным и естественным делом.
Понимаю, что придираюсь к условиям жизни в большом городе. Понимаю, что у Киева гораздо больше достоинств и прелестей, чем негативных моментов. Но как же хорош был родной Донецк даже этими своими жесткими правилами - на "красный" не ходить, пиво в общественных местах не пить, мусор бросать только в урну. И задаюсь вопросом: кто таки ближе к Европе? Для себя отвечаю - Донецк. Тот Донецк. Мой Донецк.
Кстати, самая главная причина, почему мы возвращаемся - мы четко знаем: здесь мы все равно чужие. Но проблема в другом - мы уже там не свои. И есть ли шанс запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Дневник донецкого переселенца: Кто-то нас продал, кто-то нас предал
Решение уехать из Донецка пришло спонтанно. В один миг. Еще утром, проснувшись уже под привычную канонаду, пошел на работу с уверенностью в том, что останусь в своем городе до последнего. Два месяца все-таки продержался, хуже ведь уже не будет? Оказалось - будет. Смотрю в окно и как в замедленной нереальной съемке военного кино вижу, как ложатся мины в самом центре города. Первая - в районе 1-й городской больницы, вторая - рядом с бывшим центральным гастрономом "Москва" (символично, что ли?), третья, по логике, должна была долететь к драмтеатру, к моему "родовому гнезду", маминому дому. Что-то ей помешало - "легла" рядом с предыдущей, но именно этот недолет перевернул сознание. Все! Уеду! Хоть на пару дней, хоть куда-то, где не стреляют!
Дневник донецкого переселенца 2: "А, правда, хватит уже воевать-то!"
Людей, убегающих от войны, можно разделить на несколько символичных групп. Первыми из Донбасса рванули те, кто давно хотел это сделать. Не хватало толчка. Им стала война. Места для новой жизни присматривались заранее, в итоге Киев "дождался" очередной волны донецких, Москва запестрела машинами с украинскими номерами, Крым стал многолюднее… Вторыми потянулись те, кто лишился домов, хозяйств, работы. Это настоящие беженцы. Им без разницы, куда уезжать. Главное - крыша над головой и еда, пусть простая, но ежедневная. Но куда больше третьих - тех, кто уехал "на недельку-две" в надежде вернуться на следующий же день после окончания боевых действий. И они ждут этого момента месяцами.
Дневник переселенца-3: "Как мы все это потом склеивать-то будем?"
В ежедневном страхе погибнуть под обстрелами, потерять дом, остаться без работы и умереть от голода мы, жители Донбасса, не обращаем внимания на еще одну беду, которая, возможно, и есть самой главной.
Дневник переселенца - 4: донецкие мамы - спасенные и брошенные
Три истории о любви и нелюбви взрослых детей к родителям.
Нам, молодым и "условно" молодым (людям так называемого среднего возраста), пережить войну все-таки проще. Понятно, теряем уверенность в себе, летит ко всем чертям привычный жизненный уклад, лишаемся связей, бросаем, может быть, даже навсегда квартиры, дачи, гаражи, машины. Но… приобретаем нечто другое, не исключено, что не менее важное и значимое - мобильность. К тому же держим себя все время в тонусе, находим и учимся новому каждый день. Нормально, прорвемся.
Дневник переселенца-5: Страхи, детские и недетские
Сложно писать о чем-то хорошем, когда в родном городе беспрерывно звучит канонада.
В твоей обживаемой годами квартире, с мини-садом на балконе, от взрывов сотрясаются не только окна, но и подпрыгивают горшки с цветами. Мама ночью шепотом отчитывается, как только что по ее улице прошла бронетехника: БТРы, танки и "Грады". Очень сложно. Но так же "очень" - хочется. И как это замечательно, когда есть о чем писать.
Дневник донецкого переселенца-6: "Или брат, или враг"
Днями сайты донецких "республиканцев" облетела новость: "в боях за аэропорт был тяжело ранен один из основателей движения "ДНР", депутат "Верховного Совета республики", ополченец с позывным "Шаман" - Олег Фролов".