Несмотря на зыбкое перемирие, тысячи волонтеров и простых украинцев продолжают помогать украинской армии. Собирают с миру по нитке и передают в зону АТО амуницию, медикаменты и продукты. К этой акции подключились и украинские заключенные. В исправительной колонии № 115, которая находится в поселке Кагарлык Киевской области (здесь сидят в основном за ДТП), решили передать в зону АТО дневную норму сезонного урожая, который осужденные сами же и выращивают.
"Дайте автомат, буду рвать"
На наших глазах кузов огромного оранжевого КамАЗа забивается под завязку: картошка, капуста, свекла, крупы. Поучаствовать в погрузке выразила желание чуть ли не половина колонии. По словам заключенных, это единственная возможность быть причастным к событиям на востоке.
- Когда смотрю телевизор, сердце кровью обливается, все мои друзья уже давно там, а я в тюрьме, - опускает глаза 36-летний Валерий из Закарпатья. Два года назад Валерий работал менеджером-логистом, но после нелепого ДТП все пошло прахом.
- Уже 26 месяцев здесь срок мотаю. Вот эти мешки с картошкой и луком - все, чем я могу помочь ребятам на АТО. А будь я на свободе… - Валерий делает паузу... - Вы там передайте этим чиновникам, что здесь сидят нормальные ребята: менеджеры, программисты, бизнесмены. Все мы угодили сюда по глупости или невнимательности. Толку от того, что нас тут семь лет исправляют. Мы же не преступники. Дайте автомат и пустите на войну. Мы поможем. Тут половина хочет на фронт!
В сторонке за нашей беседой наблюдает худощавый парень. Знакомимся. Он - из Краснодона.
- Я сел в 2012 году, как раз Евро закончилось. В нашем городе был такой подъем, везде украинские флаги. Таким я Краснодон запомнил, - говорит Евгений. - Сейчас я вообще не знаю, что там творится. Родители не говорят, чтобы не расстраивать. Представьте, каково мне: в мой дом пришли чужие люди, хотят все разрушить. А я не могу защитить! Если бы дали автомат, просто рвал бы их всех.
"АТО как альтернатива УДО"
Можно ли давать заключенным в руки оружие, смогут ли они помочь украинской армии и что необходимо для создания так называемого штрафбата? Эти вопросы мы задали известному правозащитнику Эдуарду Багирову.
- Ко мне на днях обратились 18 человек с 76-й колонии Ровенской области. Все они сидят за нетяжкие преступления и хотели бы пойти на войну, - говорит Багиров. - По нашим подсчетам, таких людей около 7 тысяч.
По словам правозащитника, среди тех, кто хочет воевать, есть бывшие армейцы, милиционеры, афганцы, патриоты.
- Многие думают, эти люди хотят на АТО, чтобы избежать наказания. Это не так. Я видел их глаза. Они готовы умереть, тем самым искупив вину перед обществом. Мы не говорим, что нужно всем осужденным выдать оружие. Речь идет только о тех, кто сидит за нетяжкие преступления и уже провели за решеткой половину срока. АТО как альтернатива УДО (условно-досрочное освобождение).
Несмотря на желание самих заключенных и поддержку юристов, в высших кругах власти такую идею пока что не воспринимают, но уже обсуждают.
- Человек идет на АТО, чтобы избежать наказания. Это неправильно, - считает министр юстиции Украины Павел Петренко. - Хотя идея хорошая и будем над ней еще работать.
По словам министра, сейчас на АТО могут ехать только амнистированные лица.
МНЕНИЕ ПРОТИВ
"Батальон из зеков - последнее дело"
Категорически против обмена срока на участие в АТО и бывший глава пенитенциарной службы Украины Сергей Старенький.
- У нас прошла массовая амнистия, а это значит, в тюрьме остались те, кто сидит не за мешок картошки, - говорит Сергей Евгеньевич. - Делать из этих людей спецбатальон - последнее дело. Это значит, у нашей страны нет человеческих ресурсов. А они есть.
По словам Сергея Евгеньевича, то, что осужденные рвутся на фронт, это слухи. Дальше словесного запала дело не пойдет.
- Они могут говорить все что угодно, переживают, но когда дело дойдет до отправки на АТО… Вот я лично не знаю, как себя поведет человек, который 5-7 лет просидел за решеткой и вдруг получил оружие. Во Вторую мировую войну такие ребята воевали с заградительными отрядами (сзади шли люди, которые расстреливали тех, кто пытался бежать). А что сейчас? Ставить за ними надзирателя. В наших условиях это невозможно.