25 ноября
Загрузить еще

Могилы погибших разроют после войны

Могилы погибших разроют после войны
Фото: Без постановления о назначении судмедисследования тело не примут в морг. Фото: REUTERS

Вот уж поистине - без бумажки ты букашка. Людям, в чей дом пришло горе, приходится в буквальном смысле слова сражаться за право проводить в последний путь близкого человека.

По закону первым делом нужно вызывать врача - чтобы констатировал смерть, и участкового - для оформления протокола осмотра тела. Если умерший ничем не болел, то милиционер выписывает постановление о назначении судмедисследования. Без последней бумаги тело не примут в морг. 

Бумаги о смерти выдавать некому

Как быть, если милиция практически в полном составе переехала из Донецка еще полтора месяца назад. Та же самая картина и во многих городах, где еще не закрепились силы АТО. Впрочем, в главке заверяют: часть участковых все же оставили на местах, и они исправно выезжают на подобные вызовы.

Медики тоже на вес золота. Бюджетникам в Донецке уже который месяц не платят зарплаты. Оставшись без денег, люди отказываются работать под обстрелами и уезжают из города. Больницам и амбулаториям катастрофически не хватает специалистов абсолютно всех направлений.

- У нас на всю амбулаторию остался один терапевт, остальные - кто выехал насовсем, кто взял отпуск за свой счет, - сетуют в регистратуре амбулатории в Буденновском районе Донецка. - Пока на все смертельные случаи она и выезжает. А ведь на ней еще и вызовы к больным. Если же уйдет последний врач, можно будет закрываться.

- Два безотказных телефона в такой ситуации "102" и "103", - успокаивают нас в горсовете. - Сейчас в случае смерти человека скорая и полиция приезжают еще быстрее, чем в мирное время.

"Полиция" вместо "милиция" - не оговорка. "ДНР" пытается создать свои альтернативные правоохранительные органы. Новоиспеченные "полицейские" есть, и на основании справок так называемой полиции ДНР в местных ЗАГСах выдают разрешения на захоронение. Но, по законам Украины, они не могут быть легитимными, и когда дело дойдет, например, до оформления наследства, могут возникнуть юридические казусы. И как их будут решать, пока не может сказать никто.

- Мы оказались в страшной ситуации, - плача, рассказывает жительница Снежного, не захотевшая представиться. - У нас умерла старенькая бабушка. Телефонная связь не работала, пришлось ходить лично по инстанциям. Но сколько ни бились, ни врач, ни милиция к нам не приехали. На кладбище без справки не принимают. На улице жара. Решили пока похоронить в огороде. Даже гроб не смогли купить - негде! Так в одеяле и закопали. Даст бог, перезахороним бабушку по-человечески, когда мир наступит.

Для мертвых бланков нет

Тех, кому повезло преодолеть первый этап - медицинско-милицейский, ждет новое "бумажное" испытание.

- Мы живем в Киевском районе неподалеку от аэропорта. На всю нашу пятиэтажку осталось 2-3 семьи. Я не уехала из-за парализованной мамы, - поделилась дончанка Лариса Кравченко. - Она умерла во время очередного обстрела аэропорта. С врачом и участковым все сложилось более-менее благополучно, а вот в ЗАГСе начались проблемы. Нам до сих пор не выдали свидетельство о смерти, хотя прошло уже больше двух недель. Сказали, Киев не присылает специальные бланки. Пока выдали какую-то временную бумагу для кладбища. А как быть дальше? Ведь свидетельство понадобится для оформления других документов - на ту же квартиру, соцпомощь на захоронение и т.д. Говорят, без него еще и штраф можно получить.

- Это выдумка чистой воды! - кипятится начальник Донецкого городского отдела ЗАГС Люцина Гудзенко. - Областное управление юстиции обеспечено бланками на три года вперед. Наше управление выдает все виды документов - свидетельство о рождении, о регистрации и расторжении брака, о смерти. Хотя, конечно, у нас нет возможности работать в штатном режиме, не все сотрудники могут добраться на работу, пришлось сократить часы приема… 

А вот в мэрии признались: с бланками в Донецке, действительно, проблема. Но заверили - временных справок будет достаточно хотя бы для того, чтобы получить помощь на захоронение (по закону, в размере трехмесячной пенсии умершего).

Узнаем ли когда-нибудь, кто лежит в этих безымянных могилах? Фото: REUTERS

Погосты в горячих точках закрыты

У ритуальных служб свои заморочки. Официально в Донецке 23 кладбища. Казалось бы, с местами проблем быть не должно. Но из-за боев ряд городских погостов стали "вне зоны доступа". Так, ритуальные агентства отказываются выезжать на новое элитное кладбище в Донецке - Ново-Игнатьевское, что рядом с аэропортом. В числе запретных оказался погост на Донецком море (Ленинский район), ряд кладбищ в обстреливаемом Петровском районе.

- Еще несколько лет назад мы купили места под захоронение на Ново-Игнатьевском кладбище. Недавно умерла тетка, хотели ее похоронить на семейном участке. Но в ритуальной службе отказали: мол, там опасно, стреляют. Не удалось связаться и с администрацией кладбища. Пришлось срочно искать новое место, - поведала свою похоронную историю дончанка Альбина Короленко. - Хоронить согласились только в Калининском районе. Но там запросили 15 тысяч грн. У нас было только 5 тысяч. В администрации пошли навстречу - остальное, говорят, отдадите после войны. Получается, мы еще и должны остались, такой вот кредит на похороны.

- А что вы хотите? Начальство наше сбежало, а мы не можем рисковать немногими оставшимися сотрудниками. Поэтому и отказываем людям, если в районе кладбища идут боевые действия, - оправдываются в диспетчерской одной из ритуальных служб Донецка. - Что тут говорить, когда даже наши работники и сами не могут попасть на могилки к своим родственникам из-за обстрелов. 

ОФИЦИАЛЬНО

Самый разумный вариант - перезахоронить после войны

- Пока идут бои, ничего, увы, поделать не можем. У родственников есть два варианта: либо подавать в суд на кладбище, что, на мой взгляд, бессмысленно в сложившейся ситуации. Либо, и это более разумный выход, хоронить человека на другом кладбище в более-менее спокойном районе. А уж потом, когда война закончится, брать разрешение на перезахоронение, - советует первый заместитель мэра Донецка Константин Савинов.

А вот двойные траты на похороны вряд ли кто компенсирует, вздыхают чиновники. На войне как на войне.