То, что неделя перед Днем Независимости будет экстремальной, в Донецке предчувствовали все. Но одно дело предположения, другое - когда нос к носу сталкиваешься с худшими своими ожиданиями.
Атмосфера в шахтерской столице, несмотря на похолодание за окном, раскаляется с каждым часом все больше…
Школы горят, блокпосты стоят
Страшную ночь в канун Преображения Господня пережили жители небольшого поселка Моспино на юго-восточной окраине Донецка. Местный блокпост "ДНР" цел, снарядами разрушены по меньшей мере с десяток домов, полностью сгорела школа № 151 (к слову, их на все Моспино пять).
- Жар от снарядов был такой силы, что на домах горели шифер и штукатурка. Хотя шифер обычно при пожаре просто лопается. Что это было? - ломают голову моспинцы.
Уже которое утро народ здесь начинает с переклички в соцсетях, кто-то выкладывает молитвы, вместо лайков под ними все пишут слово "Аминь".
В ту же ночь обстрелам подверглись дома на противоположном конце города - в Киевском и Куйбышевском районах. Один из снарядов залетел в квартиру на седьмом этаже дома по ул. Политбойцов (5,5 км от аэропорта). К счастью, хозяева не пострадали, но осколками задело женщину, которая в тот момент находилась возле подъезда.
Не лучше обстановка и в соседней Макеевке. Основной удар взял на себя один из двух самых крупных районов города - Советский. После работы артиллерии здесь обесточены 34 трансформаторных подстанции, горит газопровод и разгромлено здание суда.
"Будет порядок - будут деньги"
Из-за неутихающих боев в Ясиноватой Донецк и часть Макеевки (Червоногвардейский район) вот уже третьи сутки без воды. Сколько времени по меньшей мере полмиллиона человек (по чиновничьим сводкам, из областного центра уже выехали 40% жителей) будут вынуждены сидеть на сухом пайке, неизвестно. Через сутки после аварии на Верхнекальмиусской фильтровальной станции в Донецке наладили подвоз технической воды. Для еды и питья она непригодна. Горожане в панике раскупают остатки питьевой воды в магазинах и ларьках. К ним выстраиваются километровые очереди. Впрочем, не только они становятся преградой для многих дончан. Людям попросту не за что купить воду. Выплату пенсий через почты в городе остановили еще 18 июля.
- Там, где есть "народные республики", соцвыплат нет, - объяснили свою позицию областные власти.
Кроме Донецка, денег не получили старики и пенсионеры в Горловке, Енакиево, Кировском, Макеевке, Торезе, Харцызске, Шахтерске, Ждановке и Снежном. Уже на середину августа им задолжали почти 642 миллиона грн.
При этом в Пенфонде просят людей "подождать". Как долго - не уточняют.
- Сразу после наведения порядка в каждом отдельном городе средства на выплату недополученных сумм пенсий будут профинансированы в полном объеме, как это было сделано в освобожденных Краматорске и Славянске, - успокаивают чиновники.
Та же картина и с остальными соцвыплатами.
15 тысяч на грани безработицы
В целом промышленность региона трещит по швам. Под угрозой техногенной катастрофы и из опасений за жизнь тысяч сотрудников владельцы крупных предприятий вынуждены заморозить прибыльное производство.
Так, 15 тысяч металлургов и химиков уже рискуют пополнить армию безработных. Снаряды обесточили ЛЭП, питающие Енакиево и Харцызск. В итоге простаивают Енакиевский металлургический завод, Енакиевский коксохимпром и Харцызский трубный завод. Так и не подключили к электроснабжению Авдеевский коксохимзавод, пострадавший еще 17 августа.
- Из-за активных боевых действий в окрестностях городов Енакиево, Авдеевка и Харцызск нет возможности восстановить работу линий электропередач. Руководство делает все возможное, чтобы нашим ремонтным бригадам дали зеленый коридор, - рассказывают в пресс-службе "Метинвест", компании - владельце предприятий.
К слову, каждый день простоя этих заводов больно ударит многомиллионным ущербом по экономике Украины в целом. Енакиевский металлургический завод - один из ведущих мировых производителей квадратной заготовки (ЕКХП производит коксохимическое сырье для него), Харцызский трубный - крупнейший в стране и в списке европейских лидеров среди производителей труб, АКХЗ - и вовсе самый большой в Европе коксохим.