Украинский патриот и гражданин, боец батальона "Айдар" - Омар - грузин, который уже 18 лет живет под Львовом. Здесь живет его семья, растут его дети. Судьба новой родины ему очень дорога. Это и привело его на Майдан, а позже - в "Айдар". Два месяца он участвовал в АТО, был серьезно ранен в Луганской области - его машина попала в засаду. Если бы не помощь товарищей из второй машины в колонне, "я бы сейчас здесь не стоял", - горько шутит Омар.
Медики учатся в "бою"
Автоматная очередь прошила Омара на уровне груди. Были ранены руки, пробита грудная клетка и задето сердце. После лечения в Харьковском военном госпитале левая рука уже восстановилась, правая - поломанная в четырех местах - все еще зафиксирована на груди и пока служит кармашком для зажигалки и телефона. Сейчас он - пациент Военно-медицинского клинического центра Западного региона во Львове. Омар легко говорит о своих ранах. Ему еще нужна серьезная операция, но он может не выйти из наркоза - сначала врачам нужно стабилизировать сердце. Раненый говорит, что хирурги надежные, и верит, что у них и у него все получится.
Украинские военные госпитали и правда творят сейчас чудеса. Конечно, большинство сотрудников - молодые врачи и с ними вообще не сталкивались, но сейчас старшие вспомнили, а молодые - подхватили.
- Так же, как армия учится воевать на ходу, мы учимся лечить, - говорят медики. - Поначалу раненые, поступившие из зоны АТО, очень раздражительны и встревожены - у них заостренное восприятие. Им кажется, что они получают недостаточно внимания. Тогда мы начали размещать тяжелобольных в палаты к уже выздоравливающим бойцам. Это сработало. Общение помогает людям адаптироваться, появляется вера, что и у тебя все будет хорошо. Это лечит не хуже лекарств.
Валютная петля
А вот необходимые лекарства - это настоящая проблема военных медиков. Например, с анатоксином - противогангренозной сывороткой и сывороткой от укуса гадюки у фармацевтов были проблемы каждый год, а в этом она стала огромной. Препараты требуют ежегодной перерегистрации, а в Украине сертифицированы были в основном сыворотки российского производства. Разумеется, сейчас они - большой дефицит. А каждому раненному на поле боя по-хорошему нужен укол анатоксина.
- В плане лекарств волонтерская и гуманитарная помощь - это классно, - говорят медики. - Потому что мы, бюджетники, никогда бы в жизни не смогли купить лекарства, которые приходят по этим каналам.
Военные медики не могут покупать необходимые медикаменты без тендеров. При этом провести тендер быстро и эффективно не получается, в частности - из-за роста валютного курса, ведь большинство необходимых препаратов - импортные. За время тендера цена на препарат успевает измениться, и его приходится объявлять снова.
- Если бы не гуманитарная помощь, нам пришлось бы очень туго, - признают медики. - Запас медикаментов у нас был, но новые закупки мы проводим через тендеры - иначе казначейство не разрешает использовать бюджетные средства.
К середине августа Военно-медицинский клинический центр Западного региона получил в рамках гуманитарной помощи материальных ценностей на 2 млн грн. В основном это медикаменты и расходные материалы. Помощь принимают только от организаций.
В рамках такого сотрудничества в воскресенье необходимые центру медикаменты передали Благотворительный фонд Сергея Тигипко и компания "ТАС-Фарма".
- Мы привезли именно то, что запросили врачи, - объяснил, передавая гуманитарную помощь, генеральный директор ООО "ТАС-Фарма" Валерий Гудзенко. - Фонд Сергея Тигипко поставил перед нами задачу удовлетворить потребность госпиталей в том, что им сейчас необходимо. Список всех препаратов утвержден и согласован с начмедами воинских частей.
Среди лекарств - современные антибиотики, болеутоляющие, кровоостанавливающие, а также необходимые Омару кардиопрепараты.
Мероприятие проходило в рамках адресной помощи военным госпиталям, которую инициировал Сергей Тигипко. В пятницу аналогичную помощь получил Киевский военный госпиталь, а в понедельник - Харьковский и Днепропетровский. В каждом случае был удовлетворен запрос медучреждения, составленный местными медиками. Львов и Киев получили медикаменты, а Харьков и Днепропетровск - современные операционные столы.
Гуманитарная помощь фонда украинской армии носит системный характер. В будущем запланирована адресная помощь раненым, нуждающимся в протезировании конечностей и сосудов. Также фонд продолжит поставки медикаментов госпиталям, пообещал Сергей Тигипко.
При этом политик подчеркивает, что для агрессора главное - территория и геополитические амбиции. А для Украины главное - жизнь людей.
- Мы - европейская страна. И человеческая жизнь для нас должна быть наивысшей ценностью. Поэтому мы обязаны завершить войну как можно скорее.
Медики также уверены, что окончание войны - это самый простой путь спасения жизней наших людей, но сейчас они сосредоточены на решении текущих проблем.
А проблемы эти во время войны проявляются особенно остро. Уже очевидно, что потери среди наших солдат были обусловлены в первую очередь отсутствием у них элементарной подготовки по оказанию первой помощи и нехватки медпакетов.
С первых дней военных действий все госпитали сформировали выездные оперативные бригады, которые работают непосредственно в зоне АТО. Два специалиста высшей категории, нейрохирург и сосудистый хирург - самые опытные специалисты из Львовского госпиталя, - посменно дежурят в Харьковском госпитале.
Главной проблемой оказания помощи является то, что к раненым не так просто добраться. Очень важно наладить систему доставки медицинской помощи на поле боя. Сейчас не хватает транспорта для эвакуации, нет возможности сразу распределить раненых в зависимости от травмы.
|
Задача для государства
Позднее, когда ситуация стабилизируется, профильное распределение по травме станет системным. А сейчас, после первой волны раненых, военные медики стараются отправлять выздоравливающих ближе к их родным местам. Как говорится, дома и стены лечат. Ребятам намного проще восстанавливаться, когда их навещают родные.
Сейчас во Львовском военно-медицинском клиническом центре Западного региона остались только жители Западной Украины. Поначалу были ребята из Харькова и Днепропетровска. Им было одиноко, но эту проблему решали волонтеры: очень многие приходят в госпиталь, предлагают помощь - и отправляются к бойцам, у которых родные далеко, чтобы заботиться о них.
В то же время Сергей Тигипко уверен, что справиться с АТО и его последствиями волонтерам и частным лицам не под силу без помощи государства:
- То, что граждане, общественные организации, волонтеры и компании помогают нашим солдатам, мирным жителям, беженцам - это показатель того, что в Украине формируется сильное гражданское общество. Сегодня в вопросах помощи раненым и беженцам волонтеры, благотворительные фонды, отдельные граждане действуют гораздо быстрее и эффективнее, чем государство. Их помощь иногда просто бесценна - они реально спасают жизни. Но давайте не будем себя обманывать. Основные задачи по финансированию армии и решению вопросов беженцев должна решать власть - у гражданского общества просто нет таких ресурсов. Это значит, что государство должно учиться у своих граждан - милосердию, неравнодушию и эффективности.