Спорные "медиа" нормы, которые угрожали свободе слова в Украине, из закона убрали. А вот норма о запрете транзита энергоресурсов через территорию Украины, которая вызывает много противоречий у политиков и экспертов, осталась.
- Бюджет потеряет миллиарды гривен, - хватался за голову народный депутат Михаил Чечетов, объясняя, что на транзите российского газа в Европу Украины получает около 7 миллиардов долларов в год.
- Украина наносит удар в спину Европы, - поддерживала однопартийца Ирина Бережная.
В то же время, представители партии "УДАР" просят не драматизировать. По их словам, правительство против интересов государства работать не намерено.
- Это санкция (о запрете транзита, - авт.) с хитростью. Транзит никто не прекратит. Первопричина появления этой нормы - желание переписать газовый контракт, - объяснил нардеп Павел Ризаненко. - Закон "О санкциях" станет неким форс-мажором, при котором нынешние контракты нельзя будет выполнять. Придется заключать новые. Цель правительства, чтобы в документе было указано, что Европа платит за российский газ по цене, которая устанавливается не на западной границе, а на восточной.
Проще говоря, Украина надеется получать деньги за транзит не из кошелька России, а Европы. Эксперты скептически отнеслись к такой хитрости команды Яценюка.
- Переписать газовый контракт, руководствуясь украинским законодательством? Это невозможно! - отметил "КП" сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. - Контракт будет действовать до 2019 года. Сократить этот срок можно только двумя способами: либо соответствующее решение примет Стокгольмский арбитражный суд, либо контракт будет пересмотрен обеими сторонами - "Нефтегазом" и "Газпромом". Третьего не дано. Здесь возникает и еще один закономерный вопрос: а зачем это нужно самой Европе? С чего вдруг они будут платить за транзит? Насколько мне известно, на сегодняшний день европейских потребителей в этой сфере все устраивает.
Из Европы прозвучал сдержанный комментарий относительно возможности пересмотра транзитных контрактов.
- Этот вопрос требует дискуссии в рамках трехсторонних переговоров между Еврокомиссией, Россией и Украиной. Мы работаем над проведением такой встречи в начале осени. В настоящее время ситуация не влияет на транзит газа, - говорится в заявлении зампредседателя Еврокомиссии еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера.
|