Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
23 апреля
Загрузить еще

2 года закону о языках: ждем нового противостояния?

2 года закону о языках: ждем нового противостояния?
Фото: Подписание закона «Кивалова-Колесниченко» даже привело к небольшому «языковому майдану» на Европейской площади. А попытка отменить этот закон в феврале 2014-го стала одним из катализаторов протестов на юго-востоке. Фото: Униан

Два года назад, 10 августа 2012 года, вступил в силу нашумевший и всколыхнувший всю страну "языковой" закон Сергея Кивалова и Вадима Колесниченко. В то время многие эксперты и политики в один голос говорили, что такие законодательные инициативы работают на раскол страны. А теперь и новая власть вновь вернулась к теме языка. И… инициирует те же изменения, против которых два года назад яро выступала: предложения президента Петра Порошенко по новой Конституции очень напоминают нашумевший закон.

Закон как ложное заминирование

Закон Кивалова - Колесниченко взорвал общество в 2012 году. Документом предусматривалась возможность предоставления статуса регионального языка в регионах, где носителей этого языка больше 10%. Патриоты сочли, что права русского языка власть намерена расширить за счет украинского. По стране прокатилась волна акций протестов под лозунгом "Займитесь делом, а не языком": потасовки, протесты, голодовка под Украинским домом в Киеве. 

Тогда за пару дней в суматохе применить этот закон решили ряд областных и городских советов на востоке и юге. Статус "регионального" русскому предоставили в Запорожской, Донецкой, Херсонской, Николаевской, Днепропетровской, Одесской, Харьковской областях.

На практике же ничего не изменилось. Государственным языком остался украинский, и каждый говорил на том языке, на котором хотел, независимо от региона. 

Возвращение на круги своя

Эйфория победоносного Майдана заставила ошибиться и новую власть. Вспомнив в феврале сего года о законе "К-К", народные депутаты проголосовали за его отмену, тем самым спровоцировав вторую волну "языковой войны". По сути, отмена этого закона стала формальным аргументом России в необходимости "защищать" "русскоязычный" Крым и восток. 

Осознав ошибку, власть дала заднюю и оставила закон в силе. Спекуляции вокруг языковой темы утихли на пять месяцев.

В конце июля стал известен текст президентского варианта изменений в Конституцию. Петр Порошенко предлагает на уровне Основного закона страны закрепить право местных советов предоставлять в пределах своих полномочий специальный статус русскому и другим языкам нацменьшинств. 

- Мы выполнили обещание наделить органы местного самоуправления дополнительными полномочиями в вопросах языка. Но статья 10 Конституции остается неизменной - единым государственным языком в Украине является украинский язык, - заявил Порошенко. 

Готовность предоставить русскому языку статус официального на днях озвучил и глава МИД Павел Климкин.

- Мы готовы предоставить русскому языку статус официального в каждом регионе, который этого пожелает, - заявил министр в интервью французскому телеканалу TV5.

По сути, предложение президента вполне перекликается с законом Кивалова - Колесниченко. Более того, если закон "К-К" де-факто не имел механизмов исполнения, то Порошенко специальный статус языков в регионах предлагает прописать в Конституции. 

В штыки такую инициативу взяли представители "Свободы". Похоже, страну накроет третья волна "языковых" баталий. 

- Мы категорически против "миротворческих инициатив" ценой ограничения государственного статуса украинского языка в пользу "официального" - русского. Это капитуляция перед требованиями российского агрессора, - заявил народный депутат, лидер "Свободы" Олег Тягнибок. 

Опрошенные "КП" эксперты сходятся во мнении, что тема языка всплыла неслучайно. Политики живут в ожидании объявления досрочных парламентских выборов. И именно "язык" традиционно хотят сделать предметом электоральных торгов. 

КОМПЕТЕНТНО

Чтобы не воевать бесконечно

Владимир Фесенко, глава Центра прикладных политических исследований "Пента":

- Сейчас есть вопросы и поважнее языка. Это не первоочередная тема, но и далеко не последняя, что показали события на востоке. Однако еще одно, что они показали: в этом вопросе нужно быть предельно осторожным и не бросаться из крайности в крайность. Наша задача сейчас - сделать все, чтобы после войны мы урегулировали жизнь в стране так, чтобы довольны были все регионы и никто не чувствовал себя ущемленным.

Как по мне, конституционное предложение президента о региональном статусе для языков нацменьшинств - достойный компромисс. Это гарантия того, что языковой закон не будут изменять в зависимости от политической конъюнктуры. Но вот политики должны вести себя более сдержанно и не допускать спекуляций в этом вопросе. Иначе воевать придется бесконечно.