22 декабря
Загрузить еще

Слова нужно беречь, как патроны

Слова нужно беречь, как патроны
Фото: «Сообщаю: борьба с сепаратизмом может легко перейти в охоту на ведьм. Доброжелатель». Фото: Артем Гетьман

События, которые разворачиваются на востоке нашей страны, зажимают общество не только в экономические, но и психологические тиски. "КП" не раз писала о том, как отзывается информационная война на настроениях и психике обычных граждан. Но если к волнам противоречивой информации, которые захлестывают с двух сторон, люди более или менее адаптировались, то к заявлениям официальных лиц относятся более остро. И часто интерпретируют их так, как того, надеемся, сами чиновники не желали.

"Нам дали задание, мы выполнили. Теперь, выходит, враги?"

Недавнее поручение министра образования Сергея Квита "сделать так, чтобы учебно-воспитательный процесс обеспечивали лица, не запятнавшие себя участием в террористических организациях или пособничеством им" повергло педагогов Донбасса в шок. В злосчастный референдум, положивший начало военным действиям, многие были втянуты не потому, что хотели раскола Украины, а потому, что… так пришлось.

- Я педагог с 30-летним стажем. Такие понятия, как терроризм или сепаратизм, нас никогда не касались, да мы и знали их только по событиям за рубежом. Когда все это началось, многие просто растерялись, - рассказывает Ирина Васильевна (фамилию по понятным причинам просила не упоминать), завуч из Донецка. - Этот референдум… Такие  мероприятия обычно проходят по школам. Нам дали задание готовить, мы и выполнили. Тем более что городские власти отнеслись лояльно.

Наша собеседница признается, что теперь опасается репрессий. И она, и ее коллеги. Даже не увольнения боятся, а того, что весь педагогический стаж перечеркнут, будто и не было трудных лет.

- Как будут определять: пособничали или нет? - переживает луганский учитель английского языка Евгения Игоревна. - Участвовать в различных съездах и акциях заставляли насильно. Теперь всех - под одну гребенку? И как будут увольнять - достаточно решения директора? Ведь некоторые руководители школ под этим соусом могут сводить личные счеты!

В Минобразования пока не дают официальных комментариев по поводу решения. Но клянутся, что все делается ради блага детей.

Сначала надо бы разобраться

- Негативные процессы, которые происходят в стране, меньше всего пока, к счастью, затронули сферу образования, - говорит правозащитник Андрей Диденко. - С другой стороны, если в действиях человека есть состав преступления, он должен отвечать, кем бы ни работал или ни служил. К этому нужно подходить очень щепетильно, сначала разобраться во всем.

По мнению нашего эксперта, делать заявления, из которых люди способны заключить, что их права могут быть нарушены, по меньшей мере опрометчиво.

Обществу вреден страх

Когда анонсируется "охота на ведьм", каждый поневоле чувствует себя либо потенциальной жертвой, либо охотником. Вторая позиция кажется более выгодной, поэтому люди теряются, пытаясь к ней приспособиться. И у тех, и у других появляется страх. Ведь ясно, что в такой же ситуации, как учителя, могут оказаться врачи, чиновники, журналисты.

- Страх - это положительное чувство в том смысле, что помогает человеку сохранить себя, - говорит психолог Ирина Мазуркова. - Но в то же время он лишает его возможности трезво мыслить, лишает уверенности в благополучном исходе. Для общества в целом это отрицательное явление, так как одни люди могут заняться самосохранением за счет других.

Как-то не хочется думать, что мы придем к тому, чтобы стучать на соседа или конкурента в органы, обзывая его террористом. Хотя в истории такое бывало. И не раз! К счастью,  предостережение СБУ о том, что нужно быть бдительным, поскольку нам придется жить в обстановке постоянной угрозы терроризма, пока только обыгрывается в соцсетях.

Прямо не говорят - но намекают

Кстати, о терроризме. Люди, конечно, благодарны, что их предупреждают, но в то же время не знают, как теперь быть. Не выходить из дома? Обходить десятой дорогой урны? Избегать матчей, концертов, кино? Где лучше покупать продукты - в супермаркете, на базаре или в маленьком ларечке, которым побрезгует террорист? Дельных советов нет, есть только заявления.

Это кажется смешным, но даже невинный совет Госкомитета по телерадиовещанию не давать российским СМИ комментарии, интервью, информационные уведомления вызвал легкую панику. Прежде всего у рядовых обывателей, которые этим самым журналистам вовсе и неинтересны. Кое-кто решил, что под этим кроется предостережение от… общения с родственниками в России. Дескать, прямо не говорят, но намекают: ты родственнику что-то расскажешь, он журналисту передаст, а тебя в шпионы запишут. Сложная комбинация, но рассудительная.

Да и украинские чиновники - как пить дать - после совета Госкомитета станут осторожнее не только с чужими, но и с родными журналистами. Чем в неправильное русло попасть, так лучше вовсе уйти в игнор. А СМИ пусть из Фейсбука черпают непроверенную информацию. Если что - с них весь спрос.

Мы и вправду живем в сложные времена, когда каждое слово - на вес патрона. Поэтому давайте их взвешивать и беречь. Чтобы выстрелы были точными, а не грохотали пустой канонадой, пугая людей, которые грезят о тишине и покое.

Новости по теме: ООС (АТО) чиновники