22 декабря
Загрузить еще

МН17 сравнивают с трагедией южнокорейского Боинга в 1983 году

МН17 сравнивают с трагедией южнокорейского Боинга в 1983 году
Фото: Эхо катастрофы южнокорейского Боинга-747 в 1983 году. Фото: AFP

Крушение малайзийского авиалайнера на востоке Украины пробудило воспоминания об инциденте с корейским пассажирским самолетом, сбитым советским истребителем в воздухе 1 сентября 1983 года, пишет автор колонки news.yahoo.com Гилс Хьюитт (Giles Hewitt).

Как и в случае с МР17, все 269 пассажиров и 23 члена экипажа на борту южнокорейского Боинга-747 рейса 007 погибли.  Самолёт упал в Охотском море недалеко от острова Монерон.

ХОЛОДНАЯ ВОЙНА

Сходство между двумя рейсами поразительное, отмечает автор.

  • Оба самолета азиатских авиакомпаний
  • Лайнеры сбиты ударами военной техники
  • В обоих случаях прямо или косвенно обвиняется Россия.

Катастрофа 1983 года произошла на фоне усиления напряженности между Вашингтоном и Москвой. Соперничество между двумя геополитическими центрами тормозило  ход аварийно-спасательной операции и расследования.

Фото
Фото
23 Июля 201421:03

В некоторой степени личная трагедия сотен невинных жизней оказалась на алтаре "теневой игры в козла отпущения". Ситуация обострила международные противоречия и показала, "кто есть кто".

Крушение рейса 007  "Корейских авиалиний" в сентябре 1983 года совпало с новым витком холодной войны между Соединенными Штатами и Советским Союзом, который вылился в решение Рональда Рейгана разорвать дипломатические отношения с "империей зла".

В то время США развернули строительство системы космического реагирования - Стратегической оборонной инициативы (СОИ) - под названием "Звездные войны" для СМИ. Москва реагировала. Инициативу Рейгана в Кремле расценили как нарушение ядерного баланса сил.

ПОДРОБНОСТИ

Некоторые политологи утверждают, что трения в 1983 году достигли уровня, невиданного с момента Карибского кризиса 1962 года. Многие склонны видеть наэлектризованную внешнюю обстановку ключевой причиной катастрофы "Корейских авиалиний". И хотя точная последовательность событий еще оспаривается, один факт заслуживает внимания: самолет свернул с намеченной траектории полета, войдя в воздушное пространство СССР. Максимальное отклонение от обычной трассы в случае корейского лайнера составило 500 километров.

Международные следователи пришли к выводу, что вторжение было случайным - результат автопилота был выставлен в неправильном режиме.

Два истребителя ВВС СССР Су-15 поднялись в воздух для перехвата лайнера. В 1998 году один из пилотов истребителя - Геннадий Осипович дал интервью Си-Эн-Эн.

- Я мог видеть два ряда окон, которые были освещены, - вспоминает он. - Я подумал, что это гражданский самолет, но у меня не было времени на размышления.

По его словам, истребитель сделал предупредительные выстрелы трассирующими, но  ответа не последовало и была дана команда сбивать самолет.

- Я получил приказ уничтожить нарушителя, - сказал Осипович. - И я выполнил свою миссию.

США

На борту самолета было 105 южнокорейцев и 62 гражданина США, что вызвало в Вашингтоне волну негодования и ужаса. Рейган назвал катастрофу "бойней" и выступил с заявлением, что Советский Союз "замахнулся на мир и моральные заповеди человечества".

Нынешние критики президента США обвиняют Барака Обаму в недостаточно резкой реакции в отношении подозреваемых пророссийских повстанцев в Украине в связи с крушением самолета "Малайзийских авиалиний". Ответ Рейгана был более осуждающим. Позднее во время заседания Совета национальной безопасности он просил не расценивать его слова как  "месть".

Президент США Рональд Рейган (1981-1988). Фото: Пол Ричардс, AFP

Еще в 1983 году Советский Союз взял пятидневный таймаут, чтобы выработать позицию в ситуации авиаудара по самолету.  Официальное заявление в связи с инцидентом - вторжение и шпионская миссия Боинга-747.

Южная Корея в тот момент находилась под управлением военной администрации США. Катастрофа самолета "Корейских авиалиний" вызвала волну антисоветских акций. Однако ее заглушила "перестрелка" взаимными обвинениями Вашингтона и Москвы.

Как и в случае с "Малайзийскими авиалиниями", спасательная операция носила противоречивый и хаотичный характер с повторяющимися жалобами США на вмешательство советских ВМС в операцию по поиску тел и обломков.

Представитель службы поддержки клиентов "Малайзийских авиалиний" в Джакарте. Фото: Рейтер


ТАЙНОЕ и ЯВНОЕ

И только после распада СССР Москва заявила, что в ее распоряжении находятся "черные ящики" с техническими показателями и бортовые речевые самописцы.

Как утверждает автор статьи, данные архивов о событиях 1983 года позволяют предположить, что советское руководство держало содержимое "черных ящиков" в секрете, так как у него не было доказательств о шпионской миссии Боинга. "Черные ящики" без записей были переданы южнокорейским властям во время визита президента России Бориса Ельцина в 1992 году  в Сеул. Только через год записи попали в распоряжение Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

После изучения ИКАО содержимого записей диктофона,  подтвердилась первичная версия о том, что вторжение в советское воздушное пространство было случайным.

Полетные данные также показали, что ракета, выпущенная Осиповичем, привела к катастрофе самолета, но не стала причиной его распада в воздухе. Вместо этого самолет испытал катастрофическую декомпрессию и через 12 минут, спирально снижаясь, упал в море. Эксперты считают,  что большинство пассажиров были в полном сознании вплоть до момента удара.