Загрузить еще

Одесситы: "Нас заставили вспомнить о кровной мести!"

Одесситы:
Фото: О трагедии в Одессе не забыли. Фото: Рейтер

"Комсомольская правда" в Украине" посмотрела, какие настроения царят в Одессе после трагедии 2 мая.

ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ И СИМВОЛИКУ СНЯЛИ

События 2 мая заставили вздрогнуть и всю страну, и весь мир. Одесские дворы не помнят такого количества похорон со времен войны. Но первый шок прошел. И теперь Украина гадает: что дальше? Какой ответ даст Одесса? На просторах интернета призывают к мести: вспомните, что вы город-герой. Начитавшись, ожидала застать Одессу в истерике. Но Одесса не кричит. Она шепчет: во дворах, на остановках, в ресторанах.

- Встречаешь знакомого. Говоришь о погоде. Но при этом сканируешь его: за или против... И он тебя сканирует. Сейчас все очень осторожны, - говорит местный житель Дмитрий, с которым познакомились у сожженного Дома профсоюзов.

Одесса старается не нагнетать. Хочешь говорить на украинском? Говори. Вы можете себе представить в Славянске кондуктора троллейбуса который "толкает речь" на мове. У такого кондуктора любая следующая остановка станет конечной. А в Одессе - без проблем. Или Привоз, где половина торговцев - жители области и говорят на украинском. И продажи у них не падают. Но это не означает, что Одесса и Львов слились в одном порыве. Да, вы не увидите в городе российских флагов. Но и украинские придется поискать.

- Одесса сняла с себя всю символику. Люди не хотят получить шальную пулю, зная, что пошли разборки между кланами, - пожимают плечами коллеги из местной редакции. - Почитай городские новости. У нас жгут машины со львовскими номерами. По данным милиции, уже больше десяти авто сгорело. Недавно избили и сожгли квартиру местного активиста "Правого сектора" Сергея Левитаненко.

Теперь активисты не надевают никакую символику. Фото: Рейтер

"КТО-ТО УЕДЕТ ДОМОЙ, МЕСТНЫЕ ОСТАНУТСЯ. С НИМИ ПОСЧИТАЕМСЯ"

Итак, в Одессе началась "партизанская война". Между кланами, которые вчера сражались по разные стороны баррикады.

- Наше движение разбито. Одни погибли, другие в тюрьме, третьи в розыске. Но есть и те, кто остался на свободе. И мы хотим мести, просто потому, что это по-мужски, - один из участников Антимайдана Николай, крепкий мужик в бейсболке, хмуро наблюдает, как бабушки несут цветы на Куликово поле. - Тут, помимо прочего, много личного. Одесса ведь большая деревня. Мы все знаем друг друга. Кто-то уедет домой на запад, а местные останутся. С ними и посчитаемся. Знаешь, что такое кровная месть? Они заставили нас об этом вспомнить.

Все хостелы забиты крепкими парнями. И по утрам они демонстративно тренируются на детских площадках. Эта наглядная демонстрация силы и власти: не вздумайте бунтовать - мы еще в городе. Их много, потому их не трогают. Но местные активисты уже серьезно напряглись. Так, договорились о встрече с членом одесской ячейки ПР Сергеем Стерненко. Паренек явно нервничает, ему неуютно среди толпы, и мы ныряем в местный барчик.

- Конечно, надо помнить о мерах безопасности. Мы, допустим, больше не ездим в общественном транспорте. Раз в три дня меняем место жительства, - говорит, косясь на соседний столик, где нервно глотают кофе еще пятеро подростков. - Но, с другой стороны, если в городе появятся те, кто в бегах, мы узнаем об этом  первыми и "встретим".

- Но, может, беглецов поддержат,- пожимаю плечами.

- Это вряд ли. Вот Антимайдан объявил, что сегодня пройдет марш от Куликова поля. Кто пришел на этот марш?

- Вообще-то никто, человек десять...

Парень приподнял бровь, мол, этим все сказано.

Активисты ушли с улиц? Фото: РИА Новости

МЕСТНЫЙ ЕВРОМАЙДАН НЕ ХОТЕЛ ПАНИКИ

На самом деле странно. Две силы дерутся между собой, но мирные жители держат нейтралитет. Интересно почему? Да, они напуганы. Но ведь именно страх побуждает людей в действию. К захватам, к референдуму и призыву о помощи к соседу. По такому сценарию пошел народ на востоке.

- В Одессе не так сильны пророссийские настроения, - считает активист одесского Евромайдана Сергей Гуцалюк - крепкий мужик в очках, по образованию историк. - В Украине многие скучают по Советскому Союзу. Но не мы. Ведь что такое Одесса? Это дефицит из-под полы. Город контрабандистов и фарцовщиков. Одни везут, другие торгуют, третьи крышуют. И всем мешает ОБХСС. Раньше даже была поговорка: не ешь много на ночь - ОБХСС приснится. Потому все вздохнули полной грудью, когда Союз распался.

Одесса прикинула: что такое Россия? Это путинский порядок. Кому он интересен в этом авантюрном городе? Плюс это передел бизнеса. Жителям востока в этом плане терять нечего, там теряют только олигархи. А тут процветает мелкий бизнес. Свои лавочки, поставки, наработанные связи. Выбей один кирпич - и зашатает каждого. Но, пожалуй, главная причина, почему одесситы резко притормозили после трагедии 2 мая, - это непонимание ситуации. Им казалось, они знают, чего ждать от Евромайдана. Он им казался ручным и скучным.

Каждый вечер пара сотен человек собирается у памятника Дюка. Выбирает Народную Раду. Потом перевыбирает. И так по кругу. Лишнего места не занимают, палаточный городок не разбивают.

- Кстати, почему? - интересуюсь у активистов Евромайдана.

- А зачем? - отвечают.

Логично. Плюс тамошний контингент из неженок: историки, актрисы. Камуфляж и берцы - не их фасон. С "Правым сектором" отношения формальны. Их тут не считали реальной силой. Местное отделение - до сотни человек. На врагов не тянут: говорят на чистом русском, но чаще помалкивают. И вплоть до последнего времени болтались где-то на периферии событий.

"ЗА РОССИЮ" НЕ КРИЧАТ, НО ЗА РУССКИЙ ЯЗЫК ПОСТОЯТЬ ГОТОВЫ

Теперь об Антимайдане. Договорились о встрече с одним из активистов. В условленное время к ресторану подъехал спортивный "Порш". Ну елки, такие машины и в Киеве не часто встретишь. Из него выходит подтянутый мужчина лет сорока, а следом его подруга - из тех, кто выигрывает конкурсы а-ля "Бикини-2013".

- Как обычно, - дает распоряжение официанту Александр (мужчина просил не называть фамилию, потому как в Одессе человек известный держит рестораны и гостиницу). Официант бегом метнулся за грогом.

А Александр, помогая подруге прикурить, вспоминал о событиях на Куликовом поле:

- Я тебе так скажу: сепаратистов там не было. За Россию никто не кричал. Мы же с ней даже не граничим.

- Новороссия?

- Непризнанная республика? Корабли обходят наш порт стороной, у моряков возникают проблемы с визами? Как говорят в Одессе: забудь за такие глупости. Официальные требования: референдум, русский язык как второй государственный и вхождение в Таможенный союз.

- В чем заключался конкретно ваш интерес: вы баллотируетесь?

- Мой? Мне казалось, что в список официальных требований надо включить порто-франко. Ты представляешь, как бы расцвел город?

Порто-франко - режим беспошлинной торговли. У Одессы была такая привилегия в XIX веке. И собственно она сделала Одессу богатейшим городом Европы. Так что требование имеет право на жизнь.

- Вы спонсировали Антимайдан?

- Нет. Я включился уже на бегу. Там изначально было всего несколько палаток. Первую заняли святоши. Их собрал известный в Одессе поборник православия, у него есть своя организация, журнал какой-то. Во второй палатке жили обычные пенсионеры, из тех, кто ездит на трамваях и скучает по Союзу. Для них поставили палатку местные политики, которые баллотировались на волне пророссийских настроений. Но волна им была нужна небольшая, без "тяжелых" последствий. Потому Народная дружина, которая собралась для охраны митингов, ничего не штурмовала и не захватывала.

ДОГОВАРИВАТЬСЯ УДАВАЛОСЬ

Действительно, поначалу движение не было массовым. В палатках ночевали не более 20 человек. Митинги собирали до пяти тысяч. Для миллионной Одессы - это капля в море. На первый взгляд неопасно.

- Оба лагеря вели переговоры. Три месяца кропотливой работы. Подписывали договора о "ненападении". Согласовывали время шествий, - говорит эксперт Украинского центра социальной аналитики Валерий Писецкий. - Для многих дружба с идеологическим врагом за гранью понимания, но не этом городе. В Одессе не принято хлопать дверями. В Одессе договариваются.

И до 2 мая им удавалось находить компромиссы.

Одесса помнит о трагедии. Фото: Украинская Правда

"КАПИТАН КАКАО"  ВЫБРАЛ ЛОЖНЫЙ КУРС

Хотя тревожные звоночки были. Незадолго до столкновений вдруг взбунтовалась Народная дружина. Долгое время они просто несли караул у палаток. Затем пошли разговоры о захвате зданий. Лидер Народной дружины некий Сергей Долженков по кличке Капитан Какао решил сколотить армию. Объявил набор через интернет. По Одессе пошел слух, что дружина "делает свой интерес". Возможно, получила заказ на раскачку ситуации в области. В итоге на Куликовом поле поскандалили и дружина перенесла свой лагерь. А на следующий день была война. Дружина рвалась в бой, забыла о компромиссах.

- Они умышленно спровоцировали драку. Далее: сакральные жертвы, массовые митинги и захваты зданий. Одним словом, отыгрывали сценарий Мариуполя, - считает активист Евромайдана Сергей Гуцалюк.

В то же время не дружина придумала провести "мирное шествие" проукраинских сил по Одессе.

- На самом деле за два дня до столкновений в Одессу приезжал Парубий (глава СНБО Андрий Парубий). Встает вопрос: зачем? Есть подозрения, что давал последние наставления самообороне. Надо понимать, что в проекте под названием "Новороссия" есть два ключевых города: Харьков и Одесса. Но именно в Одессе решили провести "показательную порку", - считает эксперт Украинского центра социальной аналитики Валерий Писецкий.
Впрочем, есть версия, что ситуацию использовала некая третья сила. И работали провокаторы. Эта версия очень популярна в городе. Одесситы не верят, что они могли так изменить себе и допустить побоище. Город взял паузу и размышляет: а не сыграли ли нас "в темную"? Трагедия должна была расколоть город, но случилось обратное. Да, местные активисты еще перезарядят и выстрелят. Но Одессу больше волнует другое - незваные гости.
- Кто первый к нам с оружием придет - тот и проиграл. И без разницы будет это Национальная гвардия или "крымская самооборона", - рассуждают на Привозе.
Короче, "против всех", но за Одессу. И если она отвернется от Украины - не вините в этом город. Неужели она виновата в том, что не потерпит террора? Или в том, что кто-то спровоцировал трагедию? И даже если Одесса вновь заговорит о федерации и русском языке, даже если потребует порто-франко, то в чем проблема? Может, в твердолобости и отказе от переговоров. В результате этой "мудрой" политики мы уже потеряли Крым и можем потерять восток. И если от нас отвернется богемная, яркая, манящая Одесса, то тут уже настанет черед снова подниматься всей Украине.

А В ЭТО ВРЕМЯ
Одесскую область лихорадит от слухов.
"Донецкая народная республика" во многом состоялась благодаря поддержке жителей области. Там много раз брали штурмом Донецкую обладминистрацию и всегда только на пару часов. Некому было удерживать, пока не подтянулись отряды из области. Любопытно, не формируются ли похожие отряды в Одесской области?
- Такого не наблюдаем. Но наш регион лихорадит от слухов:  мы граничим с Приднестровьем, где базируется российский военный контингент. И примерно раза три в неделю нам приходится опровергать слухи о вводе российских танков. Плюс народ очень боится провокаций на границе, - уверяет журналист "Балтийского портала" Олег Осадчук.
Но Одесская область велика. К примеру, в Измаильском районе ситуация иная.
- У нас уже сформированы отряды самообороны. Одни за Антимайдан, другие - против. 2 мая между ними было столкновение, но обошлось без жертв, - говорит шеф-редактор измаильского проекта "Сити" Игорь Бутров. - Слухов о "Правом секторе" тоже много. Потому с целью проверки приезжал батальон "Киев-1" (сформирован при МВД Украины из добровольцев). И если кто вызвал в городе панический ужас, то именно они. Все в балаклавах, случайный набор камуфляжа. Приготовились к массовой эвакуации. Но сейчас страсти улеглись.
Улеглись на улицах и разгорелись на избирательных участках.
- Наблюдатели отказываются ехать на избирательные участки в область. Члены избирательных комиссий уходят, боятся давления и провокаций. Притом ушло уже не просто один-два человека. Я бы сказал, что это тенденция, - уверяет руководитель одесского комитета избирателей Анатолий Бойко.