Ах, Одесса… Милый шансон Модеста Табачникова, написанный перед Великой Отечественной войной, теперь вызывает не улыбку, а жесткий комок в горле. Много лет "жемчужина у моря" больше не будет ассоциироваться с 1 апреля. Кровавое 2 мая перечеркнуло миф о людях, которые легко и изящно ищут выход из любых проблем. Сейчас одни призывают к кровной мести, другие возносят молитвы с просьбой вразумить и обуздать людские души, чтобы не было больше жертв. И все, абсолютно все хотят знать: кто взял на себя такой смертный грех и будет ли справедливое наказание. Это покажет время, и его нужно перетерпеть, сопротивляясь волнам полуправды и полулжи, которые уже обрушиваются на нас со всех сторон. "Комсомолка" собрала самые главные вопросы, на которые наши читатели ищут ответы.
Стали ли беспорядки неожиданностью
Нет. Хотя первая информация по событиям 2 мая подавалась так, будто нападение на сторонников единства Украины было не ожидаемым и мирное шествие оказалось безоружным перед беснующейся толпой.
Марш за единство Украины в составе футбольных фанатов, активистов Майдана и других патриотических сил анонсировался в соцсетях заранее. В частности, на странице "Правого сектора" в Одессе. Накануне шествия и утром 2 мая там же появилось сообщение: "колорады" (так "правые" называют пророссийских активистов. - Ред.) массово бросают в СМИ призывы для того, чтобы напасть и побить активистов, которые будут принимать участие в марше. В связи с этим "Правый сектор" призвал участников акции запасаться средствами пассивной и активной самозащиты и комплектами первой медицинской помощи. То есть, по сути, планировалось уже не столько само шествие, сколько идеологические столкновения. И обе стороны были подготовлены к этому.
Кто был обязан предотвратить побоище
В первую очередь милиция. Информация о готовящихся беспорядках была в открытом доступе, поэтому говорить, что органы ничего не знали или растерялись - это лицемерить.
- Судя по многочисленным видео, милиция вовсе не бездействовала. Она действовала - так, как ей приказали. Не пыталась прекратить беспорядки и прикрывала в них одну из сторон. Такое решение должны были принять заранее, и вряд ли это была инициатива одного начальника городского МВД. Он наверняка понимал, что с ним поступят так же, как и с бывшим главой столичной милиции после событий 30 ноября прошлого года, - поделился мнением ветеран МВД Игорь Потехов. - Уровень, на котором отдавались инструкции, должен быть выше. Приказ, разумеется, был устным, не письменным, поэтому доказать что-либо будет трудно.
Глава Генпрокуратуры Олег Махницкой в эфире 5 каналу открыто назвал сотрудников милиции "соучастниками спланированной акции". Но тут, по мнению нашего эксперта, должны быть вопросы и к СБУ, которая также обязана была отследить готовящуюся акцию и оценить все риски для имиджа Украины. В их числе - заангажированность милиции.
На пепелище в Доме профсоюзов люди приносят цветы и лампадки. Фото: Eastnews
Были ли среди погибших граждане других стран
Сразу после трагедии на Куликовом поле, когда еще не было известно точное количество жертв, некоторые каналы со ссылкой на свои источники сообщили, что среди погибших 15 граждан России и Приднестровья. Муссировались слухи, что массовые беспорядки и пожар в Доме профсоюзов были спровоцированы извне. 3 мая первый вице-премьер-министр Виталий Ярема заявил, что иностранные граждане есть среди задержанных и среди погибших. Но когда стали опознавать тела (на момент подготовки номера в печать идентифицировали около 40 жертв), оказалось, что все погибшие - жители Одесского региона.
7 мая глава СБУ Валентин Наливайченко заявил, что по подозрению в организации беспорядков задержана диверсионная группа из политической партии Сергея Аксенова "Русское единство", но гражданство задержанных осталось в тайне.
Отчего погибли люди
Самый болезненный вопрос. Съемки, проведенные неизвестным в Доме профсоюзов сразу после пожара, свидетельствуют, что многие из 46 жертв погибли не от огня. Позы, в которых застыли мертвые, не характерны для отравления угарным газом, когда человек инстинктивно скручивается, пытаясь сохранить последние глотки воздуха.
О том, что в Доме профсоюзов было то ли распылено, то ли загорелось отравляющее вещество, свидетельствуют и официальные, и неофициальные источники. Причем его туда занесли заранее - что подтвердил и глава СБУ на закрытом заседании Рады.
Значит, акция была подготовлена. А здесь возвращаемся опять же к роли СБУ. При той сноровке, с которой спецслужба сейчас выслеживает провокаторов и диверсантов, необходимо признать, что в одесском случае допущен преступный провал.
Кто должен быть наказан
Бывший и.о. начальника милиции Одессы Дмитрий Фучеджи уже ходит на допросы, хотя не арестован, как сообщали утром 7 мая.
- Скорее всего, ему вменят служебную халатность, под эту статью могут пойти и ряд других высших милицейских чинов. Но рядовых, которые расступались, чтобы позволить противоборствующим сторонам стрелять и швырять друг в друга камни, а потом бездействовали, когда под Домом профсоюзов избивали тех, кто пытался спастись, скорее всего, не тронут, - считает адвокат Виктор Долгополов. - После трагических событий состав одесской милиции надо бы заменить полностью, но таких ресурсов нет. Это как было с "Беркутом" после событий 18 - 20 февраля.
По мнению юриста, большие вопросы должны быть к руководству областной и городской администрации.
- По сути то, что произошло в Доме профсоюзов, нужно квалифицировать как теракт и искать его идеологов и организаторов как среди политиков, так и среди чиновников, - говорит наш эксперт. - Кроме того, производство должно быть возбуждено по умышленным убийствам, если речь идет об огнестрельных ранениях. Но все это будут дела по факту, без фамилий фигурантов. А значит, без судебного финала. Поиск конкретных лиц, которым можно предъявить обвинения в убийствах, будет зависеть от качества оперативной работы и правдивости экспертиз. А сейчас такое время, что во всем этом приходится сомневаться.
Этот веб-сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователем при посещении веб-сайта. Использование веб-сайта означает согласие с его политикой cookies