24 декабря
Загрузить еще

Сможет ли "Беркут" все забыть

Сможет ли
Фото: Спецназ готов к примирению? Фото: Максим Войтенко
Перед святой Пасхой МВД проявило христианское смирение - бойцам расформированного, многократно обвиненного в жестокости "Беркута" фактически принесли извинения. Как уже писала "КП", еще при захвате облгосадминистрации в Харькове, когда привлекался спецполк "Ягуар",  новое правительство вынуждено было признать, что профессиональные бойцы нужны любой власти. И что поговорку "не руби с плеча" лучше вспомнить до, чем после. Мы узнали, как отнеслись к идее примирения в самом "Беркуте".
 
КАЙТЕСЬ И МИРИТЕСЬ
 
Обращение к спецназу выглядит несколько патетично, хотя не без искренности. Особенно, если учесть в какой ситуации оно прозвучало: "Вы всегда были элитой сил правопорядка. Вы не жалели своих сил и жизни ради защиты людей. Теперь Мать-Украина нуждается в Вашей помощи и участии как никогда. Пусть вчера "Беркут" и "Самооборона" были по разные стороны баррикад. Теперь, перед лицом внешней агрессии все граждане должны помнить, что они являются детьми единой украинской земли, забыть все взаимные обиды, утолить все личные амбиции", пишется на официальном сайте министерства.
 
- Знаете, это похоже на двурушничество, - говорит ветеран и создатель столичного "Беркута" Анатолий Куликов. – В ребят стреляли, их жгли, потом называли убийцами. А ведь они выполняли требования – плохого, хорошего, но закона. И никто не вспомнил тогда, как бойцы защищали людей, борясь с бандгруппировками в 90-х, 2000-х годах. А кто в сам "Беркут", в бойцов внутренних войск, в митингующих с крыш стрелял? Это же ясно, что наших ребят там не было. Но настоящих убийц не ищут.
 
В киевском полку на Краснозвездном просьбу о примирении восприняли, мягко сказать, неоднозначно. Cтоличный Апелляционный суд оставил в силе арест для младших сержантов спецроты "Беркута" Павла Оброськина и Сергея Зинченко и домашнее заключение для их командира Дмитрия Садовника. Напомним, их обвиняют в причастности к убийствам 17 человек во время февральского противостояния. Когда друзья арестованных пришли на суд, чтобы поддержать товарищей – доказательств против них, утверждают в полку, нет – "Правый сектор" пытался поставить бойцов на колени. Мол, покаяться надо. А сейчас, выходит, мириться.
 
- Легко сказать, это же не мультик про кота Леопольда, это жизнь, человеческие судьбы, - говорит боец, попросивший назвать его Игорем. - Вчера, эти люди назвали нас убийцами, а теперь хотят, чтобы мы их защищали. А если отправят на Донбасс и  дадут приказ стрелять? Из боевого, а не из помпового, как на Грушевского?
 
Вопрос прозвучал как риторический, мы ответа и не доискивались.
 
"ЗНАЕМ, ЧТО ТАКОЕ ПРЕДАТЕЛЬСТВО"
 
По рассказам бойцов, их недавно собрали на совещание и сообщили: всех приглашают на службу в новосозданное спецподразделение "Киев".  Тем, кто согласится, выдадут другую форму, удостоверения и отправят на инструктаж. Спецназ получит не только новое название, но и задачи. Правда, желающих служить и дальше в Киеве оказалось не так и много.
 
- Большинство ребят считают, что теперь в милиции им делать нечего.  До смены власти у нас было 500 человек, сегодня осталось чуть больше 100. Остальные написали рапорта, разбежались. Кто в охрану, кто на гражданку. А некоторые еще думают. И я думаю, - признается Игорь. – Правда, ничего хорошего придумать не могу. Раньше мы служили ради карьеры, звания, а сейчас, чтобы не случилось, всегда будем с клеймом. Руководство первыми пустит нас в расход. Это значит, нового звания не получим, деньги не заработаем, уважения тоже. Мы уже знаем, что такое предательства, веры больше никому нет.
 
ЛЮДИ ПОМОГЛИ ПОВЕРИТЬ
 
А вот в областных спецподразделениях Беркут, предложение служить в новом спецназе восприняли с энтузиазмом. Как не крути. А во время противостояния в Киеве основной удар на себя принимали именно столичные бойцы. Те, что из областей, разъехались, успокоились понемногу. Помогло пережить тяжелые события и поддержка простых людей.
 
- Первое время было трудно, по ТВ только и говорили, какие мы звери, - делятся с "КП" ребята из бывшего "Беркута" в Сумах. – Когда приехали домой, многие были готовы плюнуть на службу и уйти на гражданку. Что помогло? Местное население и родные. Люди приходили к нам в полк, просили вернуться на службу.
 
Парни говорят, что практически всем составом готовы идти в новое подразделение и выполнять задачи по охране порядка.