22 декабря
Загрузить еще

Мужики в Славянске: "В субботу за сигаретами вышли и с тех пор на баррикадах"

Мужики в Славянске:
Фото: В Славянске местные фотографируются с вооруженными людьми. Фото: Рейтер.
КАК НА КИЕВСКОМ МАЙДАНЕ
 
Главное впечатление, которое накатывает после приезда в курортный Славянск - куда-то подевались скука и умиротворение. Даже бездомные собаки бегают быстрее, а люди постоянно спешат. А над центром курится дымок от бочек – люди греются на баррикадах. И одежда быстро пропитывается запахом дыма. Так и просится сравнение с киевским майданом…
 
Вокруг баррикад зеваки и шелуха от семечек. На баррикадах - свои. Соседи, друзья, братья. Есть и женщины, иногда в охране, но больше на полевых кухнях. Больших баррикад в центре две - возле СБУ и городской милиции. Между ними - исполком, который теперь тоже под контролем Народной самообороны. Так называют себя славянцы. Дойти от одной баррикады до второй можно за 10 минут неспешной прогулки.
 
Военная романтика охватила пацанов. Если постоять на входе, то каждые 10-15 минут подходят все новые и просятся записаться.
 
Активисты вооружены. Фото: Рейтер
 
- Принеси мне балаклаву, как у тебя. Выбери хорошую, чтоб дышать можно было, - просил рыжий паренек возле СБУ.
- Куда я тебе вынесу, тебя надо сначала коменданту показать, - отвечает друг. Вероятно - дворовой товарищ.
- Че меня показывать, я тут вчера отпахал! - обиделся рыжий, перепрыгнул через баррикаду и зашагал к СБУ.
 
Эту баррикаду "держат" люди в зеленом камуфляже. Они тут герои, им аплодируют и кричат "Молодцы!". Что-то вроде локального спецназа. Их немного. Откуда они – не ясно. Из Украины ли вообще?
 
Спецназовцев одновременно можно увидеть человек 15, не больше. Все с автоматами. Желторотикам, вроде того рыжего, оружие дают только подержать ненадолго, сфотографироваться. Говорят, есть тут такие любители фото в стиле милитари.
 
А про спецназ рассказывают легенды, мол афганцы, дончане, есть боевой опыт, понимание ситуации, сдуру на курок жать не будут. Но не исключено, что нервы не выдержат, поэтому патроны в ограниченном количестве.
 
- У нас строгий приказ, первыми огня не открывать ни по кому, даже если к нам "правосеки" сунутся, - откровенничает про "Правый сектор" на баррикадах один из таких, прошедших через боевые действия. - Но они едут, и будут убивать.
 
НЕРВЫ ПРОВЕРЯЮТ НА ПРОЧНОСТЬ
 
Вот эта игра на нервах выматывает даже больше, чем политика и разговоры о том, кому верить - Януковичу, который время от времени выныривает в Ростове, донецким лидерам, фамилий которых никто толком не знает, или никому нельзя верить и дальше безысходность.
 
Автоматчики под входом в горсовет Славянска.
 
Какой-то выход видят только в федерализаци, референдуме и вероятном присоединении к России. Требование референдума подхватывают сотни людей на любом импровизированном митинге. О том, что поверить можно киевской власти, с озлобленным Славянском даже говорить не стоит. Аллергия на слово майдан въелась крепко и ее не выбить парой задушевных разговоров.
 
Нервы проверяют на прочность крепко. Все началось в субботу, когда захватили милицию. А уже в воскресенье в город въехала неопознанная машина. Сначала били стекла, потом расстреляли проезжающую мимо машину. Пошел слух, что там был московский журналист. Слухи не подтвердились, но из расстрелянной машины в больницу попало трое, один умер.
 
В понедельник людей накрыла легкая паника. Пошел разговор, что на город пустили БТР и будет тотальная зачистка. В районах возле баррикад паковали вещи и готовились к эвакуации. Закрылись многие магазины и фирмы, людей отпустили по домам. Не подтвердилось и после обеда все вздохнули спокойно: "Можно было не закрываться". К вечеру начали кружить транспортные самолеты. "Десантников везут", - пронеслось.
 
Ленин пока никуда не собирается - стоит на фоне российских флагов. Фото: Рейтер
 
И опять подкрадывается аналогия с Киевом - тогда тоже проверяли на выдержку постоянными слухами о штурмах, зачистках.
 
Воевать здесь готовы, чем это закончится, стараются не думать. Вообще, для многих все вышло спонтанно из разряда "ничего себе за спичками сходил".
 
- Я вообще вышел за сигаретами в субботу, вот с тех пор и на баррикадах, - рассказывал один знакомый, которого встретили под магазином. Глаза за темными очками блестят, улыбка до ушей, половины зубов нет.
- И что дальше? - спрашиваю.
- Не знаю, пока стоим. Наши вон, похватали машины, рванули в сторону Барвенково, где БТР видели.
- Стоп, какие машины, у вас что свой Автомайдан?
- Какие поймали, те и похватали.
- Все-таки тормозите проезжающих?
- Да бывает всякое, - хвалится и на обычную браваду не похоже. - Вот у меня вчера автомат был, так я маршрутку тормознул, надо было продукты перевезти.
 
Вот так и живут эти дни. Лишь сегодняшним днем. На какой баррикаде постоять, что поесть, куда посмотреть. Это все будни и задуматься о вечном людям некогда, а может есть тот, кто не хочет, чтобы граждане об этом вспомнили, поскольку тогда на повестки возникнуть вопросы другого порядка.