Фото: Александр Гутник надеется, что ему еще удастся послужить в морфлоте. Фото: Андрей Шаповалов
В Харьков, на родину, вернулись двое моряков тральщика "Черкассы" - украинского судна, которое дольше всех продержалось незахваченным российским спецназом в Крыму. Старший минер, 25-летний Саша Гутник из трех лет контракта успел отслужить только два. Парень всю жизнь мечтал служить в морфлоте, и хотя выучился в свое время на юриста, правоведом не стал. О том, что придется попасть в такую передрягу в родном украинском Крыму, да еще и отбиваться от атак братской России – даже в страшном сне не мог увидеть.
А когда в начале марта россияне стали захватывать украинские судна, капитан тральщика "Черкассы" объявил казарменный режим и пустил судно по озеру Донузлав, где в мирное время оно стояло на причале. Именно курсирование туда-сюда не дало российским военным прорваться на судно ни с берега, ни с воды.
- У нас был запас топлива и еды, - рассказывает парень. – С питанием помогали и жители соседнего села, и татары – по ночам приезжали к берегу и с помощью фонарика азбукой морзе показывали "Мы свои, привезли вам еду, заберите". Мы спускали на воду шлюпку и забирали сумки с провизией и сигаретами. Люди привозили консервы, варенье, приготовленную домашнюю пищу, пресную воду.
Уже сейчас Саша Гутник, улыбаясь, говорит: ничего страшного на самом деле не происходило. Да, россияне бросали под винт гранаты, пытаясь остановить тральщик. Да, стреляли в воздух. Да, взрывы не прекращались даже ночью и не давали спокойно уснуть.
- Но самое страшное было уже под конец, когда им удалось повредить винты на корабле и российский спецназ захватил наш тральщик, - говорит Гутник. - Капитан распорядился всем покинуть верхнюю палубу и загерметизироваться внутри, на своих боевых постах. Помню, мы сидели и не понимали, что будет дальше. Слышали топот ног по палубе, слышали, как они выбили дверь в командный пункт. Но командир корабля очень умный, сумел договориться с россиянами, чтобы у нас все обошлось без человеческих жертв.
После этого россияне отбуксировали тральщик к берегу и рядом с прапором ВМС подняли российский флаг. Александр Гутник рассказывает: когда ребята покидали корабль – обнимались и плакали. Давали друг другу обещания встретиться в будущем в том же составе на новом украинском судне.
За три недели напряжения, больше 10 членов экипажа (в основном люди семейные, имеющие детей) – не выдержали натиска жен, которые звонили и требовали вернуться домой, - и сошли на большую землю. Таким решениям никто не препятствовал. Некоторые поддались уговорам россиян и перешли служить в российский флот.
- Мы не считаем этих ребят предателями, они коренные крымчане, у них там семьи, дети и им больше ничего не оставалось делать после того, как Крым отошел России, - пожимает плечами Александр.
Сам Саша Гутник не бросил мечтать о море. И хотя мама строго-настрого запретила парню соваться в армию, парень уже построил новый жизненный план
- Сейчас мне должны предложить в военкомате на выбор три должности, чтобы дослужить год своего контракта. Если ничего подходящего не предложат – поеду в Одессу, там остался фрегат "Гетьман Сагайдачный", надеюсь, для меня там найдется работа, - улыбается Александр.
Этот веб-сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователем при посещении веб-сайта. Использование веб-сайта означает согласие с его политикой cookies