Военкомат Оболонского района Киева. Вокруг здания суетно, как во время призыва. Всего я насчитал около 70 человек. Есть и девушки, пришедшие с мужьями и своими молодыми людьми. Одна пара с коляской, в которой попискивает милый малыш. Парни и мужчины общаются, разбившись на группки по 3-5 человек. Есть тут и совсем молодые ребята, но большинство - от 25 до 40 лет. Многие курят, нервно обсуждая ситуацию в стране. Почти все говорят на русском.
- На российских сайтах уже пишут, что бандеровцы собираются напасть на Крым, отключить им свет и воду. Сколько можно врать! - негодует Сергей (с виду ему лет 25-27), перелистывая интернет-страницы в смартфоне, и показывает цитату с какого-то сайта: "Русский солдат этого не допустит!"
- Ну-ну... Посмотрим! Они достали уже своей брехней! - говорит стоящий рядом Валерий. Ему 30. По словам мужчины, он пришел сюда добровольно, повестки не получал.
Я пообщался примерно с десятком ребят, из них половина пришла без приглашения. Некоторым же накануне позвонили из военкомата и попросили явиться к определенному времени. Несколько человек успели получить повестки.
Как рассказали нам сотрудники военкомата, основная масса повесток придет с понедельника - их сейчас оформляют.
Захожу внутрь здания. На входе - желто-синяя наклейка с надписью "Самооборона". Ходят ребята в камуфляже, но без оружия. А вот официальной охраны нет (хотя раньше тут всегда был дежурный). Внутри еще человек 30, которые в приемной записывают свои данные военных билетов, заполняют анкеты.
Стучу в кабинет военкома, приоткрываю дверь, на которой висит табличка "Слепко В. Б.":
- Разрешите, товарищ полковник?
- Входите! - слышу в ответ.
- Я тут по работе - журналист. Хотел бы узнать, что происходит?
- Интервью не даю. Обращайтесь в Министерство обороны, - говорит военком.
- Ну, тогда объясните мне как сержанту запаса, - не унимаюсь я.
- Приходите с военным билетом и паспортом, записывайтесь. Сейчас создаются команды на учебные сборы на 5 дней. Вы кто по воинской специальности?
- Связист, служил в "Десне", уволился в запас 11 лет назад.
- Это дефицитная специальность, так что вам скоро наверняка позвонят или вызовут повесткой.
- А тем, кто не явится, что будет? У нас ведь уклонистов полно…
Полковник поднимает со стола книгу и показывает мне "Уголовный кодекс", отвечает:
- До шести месяцев лишения свободы. Извините, но у меня сейчас уйма работы…
Я вышел из военкомата со смешанным чувством. С одной стороны, был приятно удивлен, что среди молодежи еще есть истинные патриоты, которые готовы защищать родину. Но с другой… Стало страшно: "Неужели война?" И с кем? С россиянами, которые лично для меня братский народ. Причем в самом прямом смысле - в Ростове у меня живет тетя, а ее сыну, моему двоюродному брату, сейчас 23. И он тоже военнообязанный…
Я готов защищать свою родную Украину, но не хочу стрелять в брата!
В воскресенье в Оболонском военкомате уже было многолюдно. Фото: Алексей СЫСОЕВ.
ИСПЫТАНО НА СЕБЕ
"Женщин не берем. Уходите"
Корреспондент "КП" Евгения Супрычева тоже попыталась записаться в добровольцы.
- МО-БИ-ЛИ-ЗА-ЦИЯ! - это слово несет ветер по всей Украине. Обсуждают везде. Но чего ждать? Никто не знает. Мы решили выяснить, как мобилизация выглядит на практике. Отправились в ближайший военкомат. На пороге очередь - все взрослые мужики.
- Вы получили повестки? - интересуюсь.
Говорят, не стали ждать. Пришли сами, в качестве добровольцев. Почти все офицеры запаса. Готовы воевать.
- Одному пулемет дадут, другому - патроны, - смеются, закуривая.
- То есть у вас нет иллюзий насчет вооружения нашей армии? - интересуюсь.
У них иллюзий нет, но есть нездоровый кураж.
- На Майдане парни вышли против "Беркута" с картонными щитами и победили, - вызывающе смотрит на меня один из мужиков.
- Да перестаньте… Одно дело "Беркут", который вечно отступает, а другое дело - русские на танках. Они межеваться не станут…
- И мы не станем. Они пришли на нашу землю. Они больше не "братский народ". Война есть война.
- Но крымчане… Если они перейдут на сторону русских, вы будете стрелять по своим?
Мужики загалдели. Они уверены, что у крымчан против своих не пойдут. Говорят: мирное население должно отойти в сторону, а военные поговорят "по-мужски".
- А вы не хотите воевать? - кивают в мою сторону, смеясь. - Допустим, снайпером. Спокойная работа. На воздухе…
Да, крымский воздух… Он творит чудеса и, надеюсь, изменяет траекторию полета пули, потому как в противном случае мою службу вряд ли можно будет назвать эффективной.
- Следующие! - приоткрылась дверь военкомата.
Заходим с одним из мужчин. Его подзывают, меня сразу отбраковали.
- Нет-нет, женщин не берем. Всеобщая мобилизация пока не объявлена, - отнекивается военком. - Не поддавайтесь панике. Уходите.
Как же не объявлена? Поговорили с военкомом по душам. Оказывается, то, что сейчас происходит, называется "частичная мобилизация". Раньше, в советские годы, это называлось переподготовкой. Военно-обязанных (мужчины от 18 до 45 лет, которые годны к воинской службе) призывали, чтобы они вспомнили все, что учили в годы срочной службы. Учебные сборы были в Украине и в годы независимости. Но только на бумаге - денег на это у государства всегда не хватало. А теперь - дело иное. В то же время надо понимать, что если человек пришел на сборы - это не означает, что ему моментально автомат в зубы - и на фронт. Просто записывают данные и отправляют домой со словами "мы вам позвоним". Когда? Когда сочтут нужным, но, очевидно, в течение недели. Затем отправят на учения. Они проходят на базе военных частей и длятся до десяти дней. А потом, если военный конфликт по-прежнему актуален, человека посылают на фронт. С условием того, как быстро сейчас разворачиваются события, все эти этапы могут быть прокручены в режиме "ускоренной съемки". Впрочем, если у политиков хватит ума решить вопрос мирным путем, то учения останутся всего лишь теорией. На что, собственно, и вся надежда.
Видео Олега Терещенко.
БУДЬ В КУРСЕ
Кому придет повестка в первую очередь?
"Частичная мобилизация" предполагает не массовый призыв, а выборочный. Как говорят в киевских военкоматах, во время "первой волны" призовут:
1. Добровольцев - до 45 лет.
2. Офицеров и сержантов запаса. Но лишь таких востребованных воинских специальностей, как связисты, ракетчики, артиллеристы, разведчики. Возраст призыва до 45 лет.
3. Рядовых запаса. Специальности: связисты, ракетчики, артиллеристы, разведчики. Возраст призыва до 40 лет.
Если вы попадаете под эту категорию, то ждите повестку уже в понедельник (в течение минувшего воскресенья их массово штамповали в военкоматах).
Во время "второй волны" (когда она "нахлынет", пока никто не знает, это зависит от действий России) призовут:
Офицеров и сержантов запаса всех воинских специальностей. Возраст призыва до 45 лет.
Рядовой состав в запасе всех воинских специальностей. Возраст призыва до 40 лет.
4. Высший офицерский состав всех воинских специальностей. Возраст призыва до 60 лет.
Во время "третьей волны" (если такая наступает, значит, военные действия уже начались) вызовут:
Призывников. Несмотря на то что срочный призыв с этого года официально отменен (исключение - служба в ВВ), молодых парней поставят под знамена.
Женщин - военнообязанных (полевые врачи, технические специалисты и так далее). Возраст призыва - до 50 лет.
Тех, кто не проходил военную службу вовсе, но не имеет "белого билета" (то есть в принципе "годен", но получил отсрочку по каким-либо причинам, находился за границей и так далее).
Во время "четвертой волны" (война в разгаре) наступает всеобщая мобилизация. Это значит - на фронт идут все, кто способен держать оружие в руках либо подносить патроны.
Этот веб-сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователем при посещении веб-сайта. Использование веб-сайта означает согласие с его политикой cookies