Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

От власти улицы к власти народа

От власти улицы к власти народа
Фото: Лидер движения «Украинский выбор» Виктор Медведчук предлагает три шага для выхода из кризиса.
Вместо демократии Украина получила анархию и охлократию - произвол толпы, давление на законодательную и исполнительную власть, экстремизм и радикализацию настроений.
 
Накал политических страстей, рост недовольства и эскалация агрессии в Украине - свидетельство того, что и власть, и оппозиция потеряли контроль над ситуацией. Протестные акции, как бы нас ни убеждали их вдохновители, давно перестали быть мирными. Градус конфронтации и противостояний достиг критической отметки. 
 
Ответственность за происходящее лежит и на власти, и на оппозиции. Власть систематически игнорировала мнение граждан, что спровоцировало рост недовольства в обществе. Этим не преминули воспользоваться оппозиционеры: они призвали людей выйти на улицы. Майданы и автомайданы, вандализм, варварское разрушение памятников - все это так или иначе инспирировалось или же молча одобрялось оппозиционерами. Отсутствие единой идеи и стратегии у "триединой" оппозиции окончательно раскололо общество. Оппозиционные лидеры запутались в своих требованиях и условиях: они требовали то отставку правительства, то досрочные выборы и Верховной Рады, и президента.
 
Но поможет ли это выйти из кризиса? Какой смысл в перевыборах нежизне- и недееспособной Верховной Рады, с усеченными донельзя полномочиями и "рукоуправляемыми" депутатами? Учитывая электоральные настроения, после выборов расстановка сил в парламенте кардинально не изменится. От смены "дирижера" ничего не поменяется ни в Верховной Раде, ни в стране. Смена персоналий, как и смена табличек на министерских кабинетах, ничего не изменит. Мы не раз проходили этот путь. 
 
В условиях кризиса доверия народа к политикам всех мастей нужны системные решения. И они есть. "Украинский выбор" разработал их полтора года назад и вынес на открытое обсуждение.
 
Первое. Устранить концентрацию власти в одних руках. Для этого следует вернуться к Конституции 2004 года, которая ограничила властные полномочия президента. Необходимость перехода от президентско-парламентской к парламентско-президентской форме правления была очевидна уже в 2002 году. Проект конституционной реформы удалось воплотить в жизнь в 2004-м. Должен отметить, при единодушном сопротивлении оппозиции. История нас рассудила, сегодня о возвращении к парламентско-президентской форме правления говорят представители почти всех политических сил.
 
"Украинский выбор" предлагает единственно реальный в настоящее время способ ввести в действие нормы, заложенные в конституционной реформе, — обратиться в КС для пересмотра решения по вновь открывшимся обстоятельствам. Это позволит избежать сложнейшей процедуры внесения изменений в Конституцию, неоднократного голосования в Раде и обращения в Конституционный Суд.
 
Сегодня в Верховной Раде планируется создать специальную комиссию, которая займется вопросом изменения Основного Закона Украины. Идея парламентско-президентской республики будет навсегда похоронена под ворохом проектов, согласований и повторных чтений. Этого допустить нельзя! Ведь только парламентско-президентская форма правления обеспечивает функционирование системы сдержек и противовесов, распределяющих властные полномочия между президентом, Верховной Радой и Кабинетом Министров, что исключает возможность повторения нынешнего кризиса.
 
Второе. Создать механизм народовластия. Статья 5 Конституции Украины, определяющая народ единственным источником власти, так и осталась декларативной. Необходимо создать правовой механизм, который наполнит ее реальным смыслом. Народ может и должен участвовать в принятии жизненно важных для государства решений. Правда, в понимании некоторых политиков управлять страной - означает узурпировать власть. Отсюда и штурмы, и захват администраций разных уровней. Но права не утверждаются бунтом. Создание параллельных органов государственной власти является незаконным. Есть цивилизованные методы, находящиеся в рамках правового поля, которые позволят гражданам управлять страной. 
 
Выход простой - принять Закон "О всеукраинском и местном референдумах по народной инициативе" и проект изменений в Конституцию Украины в части проведения референдумов. Сразу скажу: действующий Закон "О всеукраинском референдуме" не учитывает интересы граждан. 
 
Принятие Закона "О всеукраинском и местном референдумах по народной инициативе" означает установление в стране института прямой демократии, что обеспечит право народа на непосредственное управление страной. 
 
На всеукраинских референдумах по народной инициативе, на наш взгляд, могут приниматься самые важные вопросы - форма правления, государственное устройство, статус языков, гражданства, вступления в международные блоки и объединения, отдельные законы и Конституция Украины.
 
Граждане Украины смогут выражать недоверие правительству и парламенту, тем самым досрочно прекращая их полномочия. 
 
На местных референдумах могут решаться все вопросы жизнедеятельности и социально-экономического развития территориальных общин. Именно на местных референдумах граждане получат право принимать решения об отставке глав районных и областных государственных администраций, советов всех уровней, председателей сельских, поселковых и городских советов.
 
Это станет реальным механизмом всенародного контроля деятельности власти и выполнения делегированных ей полномочий.
 
Третье. Перейти к модели федеративного устройства государства. Сделав ставку на жесткую централизацию, власть стала заложницей созданной ею же системы. Политические силы ведут "битву за Киев". Они убеждены: кто контролирует столицу, тот контролирует всю страну. Диктат центра и лишение самостоятельности регионов привели к расколу Украины. Поликультурное и многонациональное государство не может жить по единым, искусственно созданным для всех регионов шаблонам. Территориальным общинам должно быть предоставлено право самостоятельно решать, на каком языке общаться, какие памятники ставить, каких героев почитать. 
 
Федеративное устройство предоставит регионам самостоятельность и обеспечит финансовую независимость от Киева. Для этого необходимо разработать систему бюджетных отношений между центром и регионами, основанную на принципах бюджетного федерализма. Сложившаяся система - все отдать центру, а потом ждать, какие крохи с барского стола вернутся на места, - на корню губит местное самоуправление. Только формирование бюджета по принципу "снизу вверх" позволит уйти от этой порочной практики. Территориальные общины будут заинтересованы в наполнении бюджета, потому что смогут не только распоряжаться средствами, решать, что нуждается в первоочередном финансировании, но и контролировать расходы.
 
Сегодня, спустя 23 года после провозглашения независимости Украины, следует признать: унитарная модель государства, не учитывающая культурные, языковые и конфессиональные особенности, оказалась нежизнеспособной. События последних дней - ярчайшее тому подтверждение. Пик гражданских противостояний пришелся как раз на День соборности Украины - что само по себе знаково и символично. Раскол Украины - свершившийся факт. Сейчас важно не допустить ее распада. К сожалению, предпосылки для этого уже наметились. Внутренние противоречия, разрывающие Украину на части, делают ее слабой, уязвимой и незащищенной. Как от внутренней, так и от внешней агрессии. Мы встали на очень скользкий путь, который ведет к потере и территориальной целостности, и государственного суверенитета. 
 
 Сегодня для каждого из нас наступает День ответственности. Мы не имеем права ждать, пока политики договорятся между собой, молча наблюдая, как страна грязнет в трясине внутренних конфликтов и противостояний, насилия и боли. Украинский народ должен взять управление страной в свои руки.
 
 "Украинский выбор" разработал три действенных шага по выходу из сложившейся ситуации. Реализация этих положений позволит не только вывести страну из кризиса, но и сохранит территориальную целостность и независимость государства. Воплощение идей "Украинского выбора" в жизнь - гарантия того, что украинский народ будет жить в мире и стабильности, создавая будущее сильной и процветающей Украины. 
 
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.