- Ю-щен-ко! Ю-щен-ко! Президента к народу! - доносится из приоткрытых окон кабинета, занимаемого Александром Морозом. Апартаменты в непосредственной близости от Секретариата президента достались Сан Санычу согласно постановлению парламента. То же постановление закрепило за ним двух секретарей-референтов.
- Знаете, от скандирования под окнами можно отрешиться. Тем более что время от времени они кричат «Землю - народу!» и «Слава Морозу!», - смеется политик. За последний год лидер СПУ заметно «сдал» - перед интервью принял таблетку и запил ее водой. Но держится молодцом.
Отрешившись от выкриков митингующих, мы начинаем разговор с Александром Морозом.
Новый Майдан сегодня невозможен
- Александр Александрович, со стороны Юлии Тимошенко сейчас было бы совершенно логично устроить новую революцию - мол, «раз уж Ющенко не оправдал надежд украинцев, я готова повести страну в счастливое будущее». Тем более что сейчас рейтинг ей это позволяет. Как, по-вашему, возможен ли такой сценарий развития событий?
- Новый Майдан невозможен. Хотя бы потому, что народ не настолько наивен, как думают некоторые. И сама Юлия Владимировна не настолько примитивна в своих рассуждениях, чтобы рассчитывать на этот вариант. Она хочет дождаться своей очереди: ей нужно взять правильный старт и определиться с его условиями. Пока что ее условия предпочтительнее, чем у других кандидатов. А завтрашние избиратели еще не убедились в том, что ее правление авантюрно и грозит благополучию каждого из них.
Пока что Тимошенко хотела бы выскочить из «тонущего корабля». Если другие политики понимают это, то они не будут ее трогать - пускай работает. Ситуация образуется естественным путем, и люди убедятся в том, что авантюризм в управлении государством допускать нельзя. Конфликт между премьером и президентом «наращивается» искусственно - это объясняется конкуренцией. Впрочем, Виктор Ющенко тоже значительно подмочил свою репутацию… Прошу заметить, наши политики сегодня ведут спор о Конституции - но они и являются теми самыми лицами, которые больше всего ее нарушали!
- Так кому же все-таки нужно переписывать Конституцию - парламенту, как это предлагает премьер, либо Конституционной комиссии - согласно с идеями президента? Кто из них прав?
- Я считаю, сейчас не нужно говорить о том, кто прав, а кто виноват. Предмета для дискуссии здесь нет: в самой Конституции записано, что внесение изменений в Основной закон - прерогатива парламента, и никакие конституционные комиссии, которые создает президент, не должны этим заниматься. Это не более чем изыски его юристов в попытке угодить самому Ющенко. Он должен понимать, что, создавая какие-то структуры и называя их комиссиями, он может ограничить их права только подготовкой каких-то предложений для парламента.
Инфляция выгодна команде Тимошенко?
- К чему, по-вашему, может привести дальнейший рост инфляции? Чего простым украинцам стоит ожидать ближайшим летом?
- Инфляция сказывается на бюджете 95% украинских семей, остальных эта проблема не очень волнует. Более того, кое-кто неплохо наживается на инфляции - иногда под крышей власти, поскольку бизнес и власть в нашей стране не разделены.
Очень важно смотреть на действия власть имущих, которые якобы направлены на улучшения положения граждан, в том числе на борьбу с инфляцией. Я имею в виду одну из «антиинфляционных» мер, а именно внесение изменений в Закон «Про митний тариф України». Казалось бы, они - изменения - являются заботой о людях: в страну поступит больше продуктов, цены упадут, а украинцы не так остро будут ощущать обесценивание денег. Но в этом случае, во-первых, пострадает отечественный производитель и множество людей потеряют работу, а во-вторых, ввоз импортного товара никак не решает проблему сохранения или удержания цен. Кроме того, на этом наживаются посредники, связанные с властями.
- То есть выгоду получит кто-то из команды премьера?
- Именно так.
- Вас, как экс-председателя парламента, не удивляет тот факт, что нынешнему вашему коллеге никак не удается «запустить» Раду в работу?
- Я сочувствую Яценюку. Мне кажется, в свое время спикер недостаточно решительно настоял на том, что он является руководителем парламента, а не представителем президента в Раде. В итоге он оказался слишком уж зависимым от коалиции. Сегодня Яценюк пытается «выровнять» ситуацию, но это очень непросто: председатель парламента должен быть немного неудобен всем - и президенту, и премьер-министру, и депутатским фракциям; но одновременно он должен уметь ладить со всеми, потому что ему нужно организовать общую работу.
Вот прошлый парламент, против которого так ретиво боролись Ющенко и Тимошенко, был полностью работоспособным! А что мы имеем сегодня? Как может коалиция блокировать работу парламента? На согласительном совете включайте вопрос в повестку дня и рассматривайте его - а бютовцы блокируют трибуну, потому что у них нет уверенности в том, что коалиция будет голосовать так, как нужно кому-то. Это внешнее проявление отсутствия стабильности и доверия друг к другу.
Сегодня мы наблюдаем не дискуссию, а грызню между власть предержащими. Причем такого же содержания и накала, что была в 2006 году - сразу после парламентских выборов. Только тогда она маскировалась, потому что была возможность «ткнуть» в социалистов и сказать - дескать, это они во всем виноваты. Сейчас же этот спор всплыл наружу.
«Дело Цушко» попытаются спустить на тормозах
- Буквально вчера СМИ писали о возвращении Василия Цушко в Украину. А сегодня, когда мы шли сюда на интервью, - видели вашего соратника возле комитетов Верховной Рады! Это значит, что преследование ваших соратников по партии, в котором вы обвиняли Секретариат президента, уже прекратилось?
- Кстати, пообщались с ним?
- Увы, не успели - он как раз садился в машину…
- Жаль. С Василием Петровичем я виделся в конце апреля в Москве. Мы обсуждали разные темы, в том числе обстоятельства преследования его со стороны властей. Некоторые документы и демарши прокуратуры говорят о том, что они сами понимают бесперспективность этого дела. Вы сами можете представить, что, объявляя Василия Цушко виновным в том, в чем он виновным не является, власть может получить очень существенные политические последствия. Это дело - заказ от президента, и сегодня можем наблюдать попытки каким-то образом выйти из этой ситуации, спустить это дело на тормозах.
- То же касается Николая Рудьковского?
- С Николаем Николаевичем ситуация другая по содержанию. Но дело тоже «заказное» - в этом общее между преследованием обоих экс-министров.
КСТАТИ
«Мне нравилось быть пионером»
- Сегодня постсоветские страны отмечают День пионерии. Александр Александрович, были ли вы пионером?
- Конечно! Даже председателем совета дружины был. Пионерство запомнилось для меня романтикой: в четвертом классе, когда я оканчивал младшую школу, мы ходили ночью в леса, жгли костры, пели песни под гитару. Знаете, для ребенка в 10 лет это было интригующе и увлекательно. Были интересные районные слеты, они памятны мне тем, что добираться приходилось очень тяжело, зимой, например, в конных упряжках на санях по снегу 15 километров. А райцентры мне казались просто огромными, хотя на самом деле были обычными деревнями. Помню задания с походами в поисках условных диверсантов или тайников. Пионерские организации играли положительную общественную роль - воспитывали патриотизм у детей.