Загрузить еще

В Москву привезли иконы Ющенко

В Москву привезли иконы Ющенко
Фото: В Белокаменную приехала лишь малая часть коллекции - 44 иконы и 19 скульптур.

- Ласкаво просимо! - у ворот Государственного музея изобразительного искусства (ГМИИ) имени Пушкина в Москве девушки в национальных украинских нарядах зазывают внутрь.

Только что-то есть в этих красавицах неукраинское. Скорее русское, из средней полосы. А вот и разгадка - рядом с музеем стоят маленькие машинки с рекламой сети ресторанов украинской кухни. Пришедших в музей на презентацию выставки «На алтаре времени» российские официантки этих ресторанов собирались потчевать борщом и салом.

Зато экспонаты выставки самые что ни на есть украинские. Как начиналась эта коллекция, сейчас не помнит и сам Виктор Ющенко (так прямо и указано в пресс-релизе выставки) - президентскому увлечению уже более 10 лет. Причем одними иконами и статуями любитель народной старины не ограничивается. Сундуки, вышивки, костюмы, расписные плошки - все, что создавалось непрофессиональными художниками и плотниками-самоучками, Виктор Андреевич бережно собирает, чтобы «сохранить украинскую аутентичность». Помещений отдела частных коллекций Пушкинки точно бы не хватило для всей его коллекции, поэтому в Москву приехала лишь малая ее часть - 44 иконы и 19 скульптур.

Деревянные статуи святых Онуфрия и Николая будто парят в воздухе - прозрачные стеклянные тумбы под них специально привезли из Киева.

Большинство скульптур из дерева делалось для сельских церквей. Но были и переносные - деревянных заступников доставляли туда, где случалась беда. Для России это не было свойственно. Как и изображение на иконах нескольких сюжетов.

- Такое очень распространено в Украине, - рассказала «КП» старший научный сотрудник музея Алина Логинова. - Очевидно, для дома это было нужно, чтоб были покровители. Вот на одной иконе святой Николай, святая Варвара, святой Онуфрий - скорее всего, это святые, соименные членам семьи.

От икон веет стариной и… инфантильностью. В отличие от русских образов, всегда выдержанных в канонической христианской иконографии, украинские мастера ею пренебрегали. От этого некоторые иконы напоминают детский рисунок, в котором, впрочем, присутствуют самые главные элементы - нимбы, одеяния, по которым различают апостолов, святителей или мучеников… Для деревенского художника этих атрибутов было вполне достаточно. И тем трогательней, непосредственней этот образ.

Кстати, особо примитивизмом отличаются иконы из Западной Украины, более близкой к католической Европе. Образа из центральной и восточной частей страны больше похожи на канонические русские. Их на выставке было меньше. Впрочем, может, это только показалось.