Загрузить еще

Переговоры Украины и России провалились: что дальше?

Переговоры Украины и России провалились: что дальше?
Фото: Премьерам Николай Азарову и Дмитрию Медведеву не удалось найти общий язык относительно урегулирования торговых споров. Фото: УНИАН.

Война, которой нет

Встреча двух премьеров на этой неделе в подмосковных Горках вполне ожидаемо закончилась ничем. Поскольку и Медведев, и Азаров убеждают всех и вся, что никакой торговой войны на самом деле нет, разговор велся на соответствующей ноте. Российский премьер Дмитрий Медведев порадовался возможности "сверить часы", а его украинский коллега Николай Азаров обтекаемо и витиевато поведал, что "нам необходимо восстанавливать и наращивать объемы нашего взаимного товарооборота, поскольку хорошая динамика товарооборота - это главное достижение экономических отношений".

- Никаких результатов этих переговоров, кроме очередных деклараций, нет, - отметил "Комсомолке" директор экономических программ Центра Разумкова  Василий Юрчишин. 

На самом деле до настоящего взаимопонимания очень далеко. То тут, то там всплывают заявления российских чиновников, которые иначе как угрозами и не назовешь. Так, первый вице-премьер России Игорь Шувалов без обиняков заявил: Россия применит к Украине специальные механизмы таможенного контроля, если Киев подпишет соглашение с Евросоюзом. Они могут быть самыми разными - от создания специального таможенного контроля до механизма введения единого таможенного тарифа на все группы товаров из Украины.

- Украинцы хотят найти формат, который был бы совместим. Но мы пытались показать, что это просто невозможно, - резюмировал Шувалов.

О том, что в российском правительстве не видят компромиссов (то есть, другими словами, не позволят нам усидеть на двух стульях, сотрудничая с обоими союзами - Таможенным и Европейским), признался и советник президента РФ Сергей Глазьев. 

Напомним, что неделю назад Глазьев заявил, что РФ вполне может поставить вопрос об отмене режима свободной торговли с Украиной после подписания нами Соглашения с ЕС об ассоциации. Однако, по словам правительственного уполномоченного по вопросам сотрудничества с РФ, странами СНГ и другими региональными объединениями Валерия Мунтияна, Россия не может в одностороннем порядке отменить режим ЗСТ с Украиной. Но Глазьев уверен: подписав Соглашение об ассоциации с ЕС, Украина перестанет быть для России стратегическим партнером и фактически лишится статуса субъекта международного права, так как все свои действия в торговой области она должна будет согласовывать с Евросоюзом. 

Газовый вопрос

Россия действительно может понести потери от этого конфликта. Конечно, не такие большие, как мы (подробнее - см. Компетентно), тем не менее абсолютные цифры весьма существенны. Скажем, в прошлом году Украина продала в РФ товаров на $17,6 млрд, а россияне нам - на $27,4 млрд.

Впрочем, по словам Юрчишина, сегодняшние действия российской власти направлены на удовлетворение политических амбиций, и потери бизнеса и населения ее волнуют далеко не в первую очередь. 

Но, как бы там ни было, добрососедские отношения всегда лучше ссор - ведь небольшие уступки по тем или иным вопросам нужны не только нам, но и россиянам.

Так случилось и в этот раз, когда российский "Газпром" принялся настаивать на увеличении объемов газа в наших газохранилищах. Украинская сторона вроде бы и не против, но выдвигает встречное предложение: предоставление беспроцентного кредита на $2 млрд и продление сроков погашения предыдущей задолженности.

- Мы закачиваем в наши хранилища 14-15 млрд кубов газа, и этого вполне достаточно, - пояснил "Комсомолке" независимый эксперт по энергетическим вопросам Сергей Дяченко. - Однако при аномально холодной зиме - например, минус 30 градусов на пару недель - могут возникнуть проблемы с поставками в Европу, и "Газпром" хочет подстраховаться, увеличив объемы газа в украинских хранилищах до 19-20 млрд кубов. 

По словам эксперта, юридических обязательств по поводу того, сколько газа должно храниться в наших хранилищах, у Украины нет, поэтому на все наша добрая воля. 

В России грозятся ужесточить механизмы таможенного контроля. Фото: УНИАН.

КОМПЕТЕНТНО 

"Россияне вошли в этот конфликт подготовленными"

- Потери россиян от торгового конфликта с Украиной будут относительно невелики, - разъяснил "КП" в Украине" исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. - Дело в том, что российский экспорт очень хорошо диверсифицирован и в географическом, и в товарном плане - так что они, если можно так сказать, к торговому конфликту подготовлены гораздо лучше, чем мы.

Для сравнения: если мы даем России четверть своего экспорта, то они нам - лишь порядка 6%. Простой пример: они нам тоже поставляют продукцию машиностроения, но если у них это порядка 10% экспорта, то у нас - более половины! А большая часть российского импорта - это энергоресурсы, обладающие так называемой "низкой эластичностью". То есть это тот импорт, от которого нельзя взять и отказаться - понадобится много времени на переориентацию.

МНЕНИЕ ПОЛИТОЛОГА 

"Будем привыкать к новой реальности"

- Реакция России на решение Украины подписать Соглашение об ассоциации с ЕС вполне предсказуема, и ничего страшного здесь нет, - заверил "Комсомолку" политолог Михаил Погребинский. - А дальше начнется процесс перехода к новой реальности. В ноябре мы подпишем соглашение и перестанем быть для России стратегическим партнером. Нас примутся вытеснять из зоны свободной торговли с СНГ, но это не означает, что все отношения прервутся. Мы соседи, мы нужны другу, так что никакой катастрофы не произойдет: будем торговать, но уже в новой реальности и на новых условиях.