Теперь «дотянуться» до Основного закона, чтобы ограничить полномочия премьера и Кабинета министров, Виктор Андреевич просто не сможет: слишком уж усложнилась процедура проведения референдума.
Вопрос о внесении изменений в «библию законодательства», едва не рассоривший парламентскую коалицию и вбивший очередной клин между президентом и премьером, решился в стиле «ни нашим ни вашим». В пятницу Конституционный суд обнародовал собственное решение о возможности изменения Основного закона на всеукраинском референдуме.
Впрочем, на практике все устроено таким образом, чтобы обычные граждане не смели пятнать своими юридически неграмотными руками букву Конституции. Сами судьи признаются, что противоречия вокруг процедуры принятия изменений в Основной закон им удалось урегулировать вовремя, и теперь все может произойти только в соответствии с действующими нормами.
Поскольку право назначать референдум по народной инициативе принадлежит именно президенту, несложно предположить, чей именно проект Конституции мог бы быть вынесен на «всенародный одобрямс». Впрочем, переживать по этому поводу противникам «президентской» модели не стоит, ведь референдум нельзя провести без соответствующей процедуры, закрепленной в… самой Конституции. Что, опять же, принадлежит к сфере деятельности Верховной Рады. Таким образом, право изменять и властвовать народу предоставляется, но механизмы его реализации должен определить парламент.
Решение Конституционного суда воистину соломоново: с одной стороны, оно предоставляет президенту вероятность для проведения конституционной реформы, а с другой – подстраховывает парламент от слишком бурных президентских инициатив. Ведь не ровен час Банковая «состряпает» такой вариант Основного закона, в котором значение Верховной Рады будет стремиться к нулю. Оппонирующие же Секретариату президента парламентские силы хоть и приняли решение создать конституционную комиссию, увы, слишком инертны для таких важных решений. А значит, конституционная реформа откладывается на неопределенное время.