Загрузить еще

Таможенный союз попросил придержать лошадей

Вслед за достижением заметных результатов на "западном" дипломатическом фронте Украина демонстрирует прогресс и в движении на Восток - в сторону Таможенного союза. Во всяком случае это следует из вчерашнего заявления премьер-министра Николая Азарова. Премьер рассказал, что наши переговорщики смогли уговорить россиян, казахов и белорусов согласиться с формулировкой "3+1", где Украине достается роль этой "вольной единицы".

- На мой взгляд, уже решение принято. Мы договорились, и сейчас завершаются технические переговоры по формулировкам, - сказал Азаров.
 
Премьер пояснил, что, согласно его данным, Украина будет иметь статус наблюдателя в Таможенном союзе, получит представительство при Евразийской экономической комиссии. Руководитель этого представительства будет иметь возможность участвовать в заседании коллегии Евразийского союза, принимать участие в подготовке документов, но не будет обладать правом голоса.
 
Новость стала неожиданностью не только для людей, не посвященных в процесс переговоров с Таможенным союзом. Даже в парламентском комитете по международным отношениям "КП" признались, что ничего не слышали о столь небывалом прорыве: еще месяц назад российская сторона отметала любую возможность нашего участия в организации в качестве "свободного радикала".
 
- Знаю, что переговоры прошли, что день-два назад команда вернулась из Москвы, но на такой феноменальный, не побоюсь, успех они и не рассчитывали, - рассказал "КП" один из депутатов "международного" комитета. - Остается только поздравить Кабмин, ему такая постановка вопроса выгодна.
 
По словам Азарова, в Кабмине создана рабочая группа, которая будет готовить законодательную и документальную базу для сотрудничества с ТС. Параллельно переговорная группа завершает технические переговоры о формулировках. Однако буквально полчаса спустя эйфорию в Киеве подпортила ложка дегтя - заявление российского чиновника. Замглавы Минэкономразвития РФ Алексей Лихачев "лихо" осадил Украину, заметив-де, что вопросу еще далеко до финального решения.
 
- Украинская сторона действительно подготовила и направила нам проект меморандума о присвоении Украине статуса наблюдателя. Мы его получили, и сейчас идут переговоры в двустороннем формате - но от этого вопрос не является решенным, - пояснил замминистра. - Меморандум, конечно, могут подписать. Но пока однозначно ответить нельзя.
 
Собеседники "КП" в экспертной среде и среди депутатов считают, что оба чиновника - и украинский премьер, и российский министр - сказали об одном и том же, но разными словами. Просто для одного "интеграционный" стакан оказался наполовину пустым, для другого - наоборот, полным. А ответ на сакральный вопрос о том, будет ли Украина входить в Таможенный союз в качестве "наблюдателя" или не будет вообще, мы получим уже в конце мая. Виктор Янукович отправится в столицу Казахстана Астану, чтобы принять участие в заседании Евразийского экономического совета. 
 
ВОПРОС РЕБРОМ
 
Согласился ли ТC на "украинскую" формулировку сотрудничества "3+1"? 
 
 
Борис ПАРАХОНСКИЙ, доктор философских наук, эксперт-международник:
 
- Зная характер переговорных процессов, когда наши министры в Москве долго общаются, приходят к чему-то, говорят о прорыве, а после - следуют опровержения, считаю, ничего удивительного нет. Николай Азаров мог иметь в виду продвижение к пониманию задач наблюдателя, и украинская сторона решила, что все "уже почти" готово. Но россияне их одернули, поскольку для них все "только начинается" - такие ситуации бывают часто. К тому же заявление могло быть рассчитано на "внутренний рынок" Украины, на сторонников интеграции на Восток 
 
 
Павел РУДЯКОВ, директор центра "Перспектива":
 
- Сигналы о признании модели "3+1" со стороны России - разнонаправленные, очень противоречивые. Идея того, что Украина может иметь привилегированное членство в ТС, не входя в него формально, была встречена в штыки только первоначально. Но когда о такой возможности заявил Виктор Янукович, в Москве поняли, что все серьезно, и стали искать пути наполнить диалог реальным смыслом. С нашей стороны задача была найти реальные механизмы сотрудничества - а их мы не предложили. Наработок в отношении даже технологического сотрудничества - обмена товарами, услугами - нет. Не было команды…