Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Как организовывают митинги и сколько на этом зарабатывают

Как организовывают митинги и сколько на этом зарабатывают
Фото: Выходить на акции протеста по собственной воле готовы не более 20-30 процентов украинцев. Фото: Максим ЛЮКОВ.

Что ни говорите, а протестовать украинец любит. Против маленьких пенсий, больших поборов, наглых политиков. Но делает это все больше у себя на кухне: после "оранжевого" всплеска по-настоящему откровенные митинги собирались нечасто - и каждый раз горящие глаза вначале сменялись разочарованием.

Не верят в искренность протеста и социологи. По разным подсчетам, выходить на акции готовы от 20 до 30 процентов населения - но это вовсе не значит, что все они по первому зову сердца ринутся "в бой". Скорее готовы стоять "в резерве". Пока что их место на митингах занимают люди, приходящие на акции за "длинным рублем" - то бишь гривной. Мы разобрались в феномене "украинского протеста", разложив его от А до Я. 
 
Кадры решают все
 
В Украине митинг - перспективная и прибыльная индустрия. Разумеется, не для тех, кто ходит на собрания в качестве "майданарбайтеров" (специальный термин, обозначающий профессиональных митингующих). Самые большие барыши получают "кастинг-менеджеры", формирующие массовку, и те, кто в самой верхушке протестной "пищевой цепочки". Тысячи человек, приглашенных за деньги, они иронично именуют "планктоном". И не стесняются зарабатывать на откатах.
 
С каждым годом искать участников все проще. Функции "рекрутингового агентства" взяли на себя соцсети.
 
- Чем популярнее ВКонтакте, Фейсбук и Твиттер, тем проще искать митингующих. Сделал рассылку "Требуются люди на митинг" и ждешь звонков, - рассказал "КП" профессиональный организатор митингов Сергей (в целях конспирации он просил не раскрывать его настоящее имя).
 
Правда, в таком "подборе кадров" свои подводные камни: неспособность организатора предвидеть количество участников.
 
- Нанимаешь на работу людей, за которых не можешь поручиться. Ведь человека видишь впервые, не знаешь, как он себя поведет на задании. Нужно быть хорошим психологом или иметь неплохую интуицию, чтобы отсеять потенциальных халтурщиков или провокаторов, - продолжает Сергей.
 
Опытные "директора митингов" работают по старинке. В каждом столичном общежитии есть проверенные активисты, готовые день в день собрать минимум десять друзей (родственников).
 
- Самые дисциплинированные и легкие на подъем - студенты КПИ и Нархоза. Они хоть и торгуются за "зарплату", но отрабатывают ее сполна. Для студентов Могилянки или Университета Шевченко не так важно, сколько им заплатят, как то, под какими знаменами они будут стоять. Парней из Академии МВД агитируем лестью. Говорим, что их берем в качестве телохранителей, мол, у вас будет прекрасная практика - роль общественного полицейского. Почетно и деньги "капают", - говорит еще один организатор митингов Иван.
 
"Боевики" - в Гидропарке, бабушки - на дискотеке 
 
Пожилые "штыки" ищутся по наитию: либо возле подъездов жилых домов ("хранительницы лавочек"), либо… на дискотеках.
 
- В каждом районе есть места, где пенсионеры собираются на импровизированную вечеринку. Их посещают наиболее активные старички, у которых есть много знакомых и родственников. С ними-то мы и устанавливаем контакт, - раскрывает тайны Иван.
 
Если же для акции необходимы "боевики" (предусматривается применение физической силы или демонстрация мускулов), звонят завсегдатаям столичного парка отдыха "Гидропарк" и членам секции боев без правил. 
 
- В моем телефоне есть группа контактов "Качки". Это ребята, которые каждые выходные таскают железо в тренажерке в Гидропарке. У них достаточно взрывной характер - готовы рвать майку за справедливость, - сказал "КП" один из организаторов.
 
Оплата митинга - самая щепетильная часть - происходит по принципу Остапа Бендера "утром деньги, вечером - стулья". Чаще всего организаторы акции требуют от заказчика предоплату в размере 60-70%. 
 
- Основная сумма денег дается организатору накануне акции. Перестраховываться начали из-за случаев, когда митинг проводился, а заказчик не расплачивался. В итоге приходилось открывать собственный кошелек. Кинуть нельзя - иначе придется с нуля собирать новую базу людей, - говорит Марина Полтавец, работница оппозиционной столичной партячейки.
 
Еще одна традиция - откаты для "сотников" и "десятников". Самая простая схема - устанавливать разные тарифы: заказчику говорить, что один митингующий обойдется в 200 гривен, а на руки выдать 150. Еще идеи - "дописывать" десятки участников на перекличке или в ходе акции придумывать новые штрафы за телефонные разговоры или поцелуи. 
 
В ТЕМУ
 
Голос "оранжевого" Майдана: "Нельзя превращать все в фестиваль" 
 
 
Актер Евгений НИЩУК раскрыл "КП" секреты ведения политического митинга
 
- У "внутренней кухни" митинга много нюансов. В самом начале Майдана никакой режиссуры не было: мне, ведущему, важно было "сохранить" сцену, не дать людям разойтись. Изначально мы хотели выдержать определенное направление, выступать пускали только строгий набор артистов-рокеров. Никакого гоп-ца-ца, никаких поэтов на сцене быть не должно: нельзя было превращать все в фестиваль.
 
Чтобы удержать внимание толпы, важно иметь не просто актерские качества, но и гражданскую позицию. Самые прекрасные актеры и ораторы, не "подкованные" политически, выходят на сцену и говорят: "Как дела? Как настроение? Давайте познакомимся!" - это неправильно. Они ведут не шоу, а представление политической ситуации. Еще важна личная убежденность, вовлеченность оратора - иначе публику не удержать. И еще понимать, чего хочет толпа, "мыслить в унисон".
 
Тогда, в 2004-м, ситуацию нужно было держать в динамике: важной считалась информация о самочувствии Ющенко. Давал слово политикам, после - оргчасть, выступления музыкантов. То "активизировал" людей, то "утихомиривал". А если была информация о провокаторах, со сцены ее не озвучивал, чтобы избежать бардака. Передавал специально подготовленным людям - "штурмовиками" командовал Юрий Луценко. 
 
СЧИТАЛКА "КП"
 
Какие зарплаты у "майданарбайтеров"* 
 
Организатор
 
1. Разрабатывает сценарий. 
2. Контролирует сбор людей.
3. Обеспечивает выплату денег.
4. Контролирует "сотников".
5. Обеспечивает телекамеры и участие СМИ.
6. Ставит сцену и нанимает актеров-выс­ту­па­ющих. 
 
Глава штаба "отстегивает" $30 000 
Организатор митингов - з/п $2500 
 
"Сотник"
 
1. Ищет "десятников", контролирует их работу.
2. Улаживает конфликтные ситуации.
3. Координирует движение и поведение толпы.
4. Работает "соведущим" на сцене. 
 
3-4 "сотника" з/п $250-300 
 
"Десятник"
 
1. Обеспечивает явку, контролирует присутствие людей.
2. Следит за поведением: никаких драк, выпивки.
3. Назначает "правильных" комментаторов для СМИ.
4. Несет ответственность за инвентарь. 
 
40-50 "десятников" з/п $50 1000 чел. 
Майданарбайтер - з/п $20 
 
ДОПЛАЧИВАЮТ ЗА…
 
…работу при сложных погодных условиях.
…собственные плакаты или кричалки.
…участие в "боевых операциях".
…работу с инвентарем: держать флаг, плакат, транспарант. 
 
ШТРАФУЮТ ЗА…
 
…отсутствие на перекличке.
…употребление алкоголя.
…ругательства, рукоприкладство, провоцирование оппонентов.
…потерю (порчу) инвентаря. 
 
Дополнительные расходы: печать и распространение агитлистовок, организация фуршета (чай, кофе, бутерброды).
 
*За 5-часовой митинг в Киеве. 
 
МНЕНИЕ 
 
Дискредитация - дело тонкое 
 
Политтехнолог Виталий БАЛА рассказал "КП" о четырех способах снижения эффекта от проведения митинга или его полной дискредитации
 
1. "Сладкая пилюля": В день проведения митинга выносится судебное решение, часто предоставляющее альтернативное, но очень удаленное от центра место его проведения. Эффективность митинга нейтрализуется.
 
2. "Альтернативный митинг": Площадка с громкой музыкой выставляется напротив оппонентов. Цель - поляризировать общество, дискредитировать "главный" митинг до хулиганского уровня (пример - метание снежками в женщин-депутатов).
 
3. "Вытеснение": На вероятном месте митинга заранее разбивают торговые ряды, устанавливают детские аттракционы или даже новогоднюю елку.
 
4. "Клоунада": Устраивается акция-пер­фор­манс, дискредитирующая лидеров мнений (например, люди в костюмах кроликов на акции оппозиции). 
Елена ГАЛАДЖИЙ, Тарас КОЗУБ.