Выступление Президента на заседании Совета регионов

Уважаемые коллеги!
 
Повестка дня сегодняшнего дня вам роздан. Мы в конце концов с вами подошли к рассмотрению важнейшего вопроса для жизни страны - это вопрос реформы самоуправления. Я считаю, что сегодня и разговор, которая должна состояться в этом зале, - она ​​определит пути этой реформы, концепцию, и, безусловно, исполнители, которые находятся сегодня в этом зале и которые начнут эту работу, обязаны осознавать значение этой реформы для каждого человека, для каждого гражданина. Я скажу без преувеличения: это будет одним из важнейших вопросов, составляющей, которая будет влиять на улучшение жизни людей.
 
От организации выполнения этой работы будут зависеть сроки, будет зависеть успех модернизационных изменений, направленных на создание современной, эффективной, конкурентоспособной Украине.
 
В 2010 году был широкий диалог - мы его с вами начали с местными органами власти, экспертами относительно конституционных изменений, необходимых для повышения роли местного самоуправления. Вместе с тем необходима и долгожданная реформа в этой сфере не ограничивается лишь изменениями в Основной закон.
 
Реформа должна определить направления, механизмы, сроки формирования эффективного местного самоуправления и территориальной организации власти. Такой, которая способна максимально обеспечить предоставление качественных и доступных публичных услуг, укрепления институтов демократии, защиту интересов граждан во всех сферах жизни. Одновременно она должна быть гармоничным инструментом, выстроит качественно новые отношения между государством и территориальными общинами, согласовывать их интересы.
 
Очевидно, что нынешняя система самоуправления на местах - неэффективна и существенно сдерживает развитие нашей страны.
 
Ситуация осложняется еще и тем, что правовое регулирование и сама практика местного самоуправления не удовлетворяют современным потребностям Украины. Замечу, что при этом они также не соответствуют Европейской хартии местного самоуправления. Невыполнение же положений Хартии является существенной преградой на пути реализации курса и препятствует интеграции в Европейское сообщество.
 
Мы уберем нерациональную систему подчинения и компетенций, непрозрачную схему делегированных и собственных полномочий органов местного самоуправления. В частности, еще с советских времен существует около 90 сложных образований, когда на территории городов действуют несколько других административно-территориальных единиц, не имеющих своей территориальной общины. Мы с вами об этом очень часто говорили.
 
Я уже не говорю о застарелые проблемы местных бюджетов, проблемы дотационности территориальных общин и регионов.
 
Градостроительства также основывается на морально и технологически устаревшей модели.
 
Реформированная система местного самоуправления консервирует и накапливает проблемы жилищно-коммунального хозяйства. Отсюда - низкое качество коммунальных услуг и распространения коррупции на местах.
 
Я неоднократно подчеркивал недопустимость чрезмерного сосредоточения полномочий в центре.
 
К сожалению, опять проявляются тенденции к концентрации власти в министерствах и ведомствах, и создает новые препятствия для эффективного управления.
 
На сегодня в результате проведенной основательной работы и тщательного анализа всех изменений в сфере местного самоуправления, попытки которых делались с 1996 года, имеем вывод: они терпели поражения из-за отсутствия системных подходов к решению проблем регионального развития.
 
Ведь настоящая реформа начинается с систематизации управления процессами, определения приоритетов и подготовки плана первоочередных и других мероприятий, учета интересов всех заинтересованных сторон.
 
Мы обещали гражданам реформу местного самоуправления. Я не знаю ни одной политической силы, которая бы об этом не говорила - независимо, как говорят, от цвета. Поэтому она должна быть продумана, просчитана во времени, взвешенная, последовательная, согласованная с другими предпринятыми структурными реформами в государстве.
 
Сегодня пришло время практических действий для создания надлежащих условий такой реформы.
 
По моему поручению была организована работа по подготовке Концепции реформы самоуправления. К работе были привлечены лучшие специалисты, ученые, независимые эксперты, а также общественные организации, представляющие интересы самоуправления всех уровней.
 
На сегодня мы имеем первый проект этого документа, в котором нашли отражение те идеи и инициативы, которые мы с вами неоднократно обсуждали на Совете регионов, в парламенте, на многочисленных встречах с нашими гражданами и общественным активом.
 
Считаю необходимым начать на всех уровнях широкую дискуссию вокруг наработанного проекта Концепции реформы местного самоуправления, обеспечить учет всех предложений, которые будут высказаны нашими согражданами.
 
Реформирование местного самоуправления должно происходить на принципах децентрализации властных полномочий, консолидации ресурсного обеспечения и стратегического планирования развития территориальных общин.
 
Это все требует взвешенных шагов по законодательному решению проблем местного и регионального развития в контексте произведенной государственной региональной политики, бюджетной, налоговой и муниципальной реформ по соблюдению положений Европейской хартии местного самоуправления.
 
Речь идет об обеспечении повсеместности местного самоуправления, формирования и деятельности территориальных общин и их органов. Их главной задачей должно быть улучшение условий жизни людей, оперативное и качественное предоставление им публичных услуг, улучшение условий устойчивого развития территорий, эффективное использование бюджетных средств и других ресурсов.
 
Мы должны прекратить дублирование полномочий, функций и задач органов местного самоуправления разных уровней.
 
Необходимо сформировать правовые условия для развития эффективных территориальных общин, в которых будет создан дееспособные органы местного самоуправления, способные выполнять законодательно определены собственные, а также делегированные государством полномочия.
 
Уважаемые коллеги!
 
Глубоко убежден, что только и реформа имеет будущее и достигнет результата, которая будет поддерживаться в обществе и который понимают люди.
 
Реформа самоуправления, навязанная людям, как говорится "сверху", не будет иметь успеха. Очень важно, чтобы такие изменения имели понимания и реализовывались в регионах. Я не люблю слово "снизу", я говорю - реально там, где живут люди, тогда мы будем с вами иметь поддержку, будем иметь успех.
 
Эта реформа коснется каждого человека, каждой семьи, каждого предприятия и каждого региона.
 
Этот вопрос поручаю, прежде всего, представителям органов местного самоуправления, руководителям соответствующих ассоциаций, городским головам, депутатам областных, городских, сельских и поселковых советов.
 
Обращаюсь к вам как к людям, непосредственно ежедневно занимаются вопросам местного самоуправления, с просьбой организовать широкое обсуждение и разъяснение основных позиций реформы.
 
Кроме того, должно быть осуществлено тщательное изучение и подробный анализ общественного мнения, учтены социально-психологические риски, проведена мощная информационная и разъяснительная работа.
 
Следующая важная предпосылка - формирование современного менеджмента местного самоуправления.
 
Будем откровенны - немного у нас примеров инициативной, хорошо организованной работы местных советов. Не хватает образованных и подготовленных кадров. Их надо будет нам с вами готовить, уважаемые коллеги. Мы знаем, как часто меняются депутаты в местных советах, а иногда эти изменения не идут, как говорится, на пользу. Люди об этом говорят, к сожалению. Поэтому нам это надо учесть.
 
У нас есть опыт организации своеобразных "школ самоуправления", где организуется обучение, анализ опыта стран-соседей, проводятся тренинги для актива самоуправления.
 
Положительный пример Винницкой, одного из регионов-лидеров в проведении и распространении идей современного самоуправления.
 
Считаю это направление чрезвычайно важным, я бы сказал, в национальном масштабе. Я не называю других регионов. Безусловно, у нас есть - можно назвать среди этих регионов Днепропетровщину, можно назвать и Харьковщину. Я не хочу никого обижать, уважаемые коллеги. Но мы знаем, что там, где есть продвижение вперед, это видно невооруженным глазом. Находясь в регионах страны, мы видим, что внимания этим вопросам уделяют не все руководители.
 
Поэтому Правительство, Фонд развития самоуправления при Президенте Украины должны в кратчайшие сроки разработать новый план действий по системной образования актива самоуправления.
 
Надо изучать опыт своих земляков, пользоваться помощью стран-партнеров Центральной Европы, которые успешно реализовали такую ​​реформу.
 
Уважаемые коллеги!
 
Реформа местного самоуправления сработает тогда, когда она будет четко ориентирована на рост благосостояния человека, укрепление экономического потенциала территориальной громады.
 
Среди базовых приоритетов стимулирования экономической активности на местах - создание стабильных источников наполнения местных бюджетов, задействование местных ресурсов и новых рычагов мобилизации имеющихся на региональном уровне внебюджетных средств.
 
Проблема финансирования развития территориальных общин, сел, поселков и городов сегодня выходит на первый план.
 
Отмечу - объемы дотаций, предоставляемых местным бюджетам из государственного бюджета, растут ежегодно, а уровень благосостояния людей, показатели развития регионов и общин улучшаются очень медленно.
 
Нехватка ресурсов для решения проблем местного развития ощущается постоянно. И лучше, чем вы, этого не чувствует никто.
 
Традиционно крупнейшими по объемам сегодня такие доходы местных бюджетов, как налог на доходы физических лиц и плата за землю. Поступления от этих налогов, являются общегосударственными, ежегодно растут.
 
Ощутимую долю доходов местных бюджетов составляет единый налог для субъектов предпринимательской деятельности.
 
Государство ввело дифференциацию ставок единого налога и зачисления его в бюджет развития в составе местных бюджетов. Это положительно отразилось на их наполнении.
 
Время, пока в Украине крайне неэффективно используются имеющиеся на местном уровне потенциальные источники доходов государства - природные ресурсы, земля, туристско-рекреационная сфера.
 
Органы местного самоуправления недооценивают потенциал объектов коммунальной собственности, доходы от которых могут стать дополнительным стабильным источником наполнения местных бюджетов.
 
В регионах слабо налажена работа по поиску инвесторов для развития объектов социально-культурного и хозяйственного назначения.
 
Почти не рекламируются инвестиционные и туристические возможности территории, привлекательные объекты для инвестирования. Об этом можно много говорить. Я вам скажу, есть регионы, которые занимаются, как говорят, имиджевой политикой, а есть регионы, которые вообще это слово не знают. Почему? Я хочу сказать, что многое зависит от подходов руководителей, от их менталитета, от их любви к той земле, на которой они живут. Но это не касается людей. Поэтому люди не должны страдать от того, с каким настроением работают руководители или политики тех или иных регионов. Те подходы, которые сегодня есть - они не удовлетворяют, не создают условия, не мотивируют привлечения инвестиций. Они сегодня не выполняют те требования настоящего, есть.
 
Поэтому я хотел бы, уважаемые коллеги, обратиться в очередной раз к вам и определить стратегическую задачу: необходимо комплексно задействовать все имеющиеся на местном уровне возможности наполнения местных бюджетов и максимально использовать существующие в регионах ресурсы - материальные, финансовые, инвестиционные, человеческие - для возрождения экономической активности, развития предпринимательства, создания новых рабочих мест.
 
Направление реформ, который мы постепенно вводим, - научить самостоятельно зарабатывать средства на местах, поскольку лишь тот результат достоин внимания, что полученный именно в регионах!
 
Чем больше свободы для местного самоуправления в хозяйственной сфере, тем больше будет собственный финансовый ресурс развития.
 
Считаю, что незадействованным остается ресурс коммунального хозяйства. Местные предприятия могут эффективно работать на местном сырье, используя местные ресурсы, полезные ископаемые.
 
В каждой общине необходимо создать "инвестиционные карты" самых привлекательных объектов для инвестирования.
 
Надо по-другому подойти к решению застарелой проблемы безработицы в малых городах, селах и поселках. В Украине - более 350 населенных пунктов имеют статус малых городов, в которых проживает более 6 миллионов граждан.
 
Десятки тысяч жителей этих городов ищут лучшей судьбы или в крупных городах, или за рубежом. Такая же ситуация и в большинстве сел и поселков Украины.
 
Руководители местного самоуправления должны научиться организовывать экономику собственной территории и создавать условия для работы на местах.
 
На повестке дня - оптимизация работы региональных рынков труда.
 
Большие надежды возлагаю на создание в Украине сети профессионалов-регионалистов - специалистов и экспертов по вопросам регионального развития. Мы с вами достаточно, уважаемые коллеги, путешествуем по разным странам, и очень часто мы видим и изучаем опыт в этих странах организации этой работы. Нам надо переходить к началу воплощения этого опыта в Украине. Нам нужно применить новые подходы к решению насущных вопросов в сфере регионального развития.
 
Замечу, что создание такой сети имеет поддержку со стороны наших партнеров из наших стран-соседей - как Востока, так и Запада.
 
Отдельной темой для внимания со стороны государства и местных властей является решение проблем развития сельских общин, реализация перспектив формирования экономики сельских территорий. Я буквально сегодня встречался с главой Международной финансовой корпорации, и мы говорили, какой огромный потенциал имеет Украина в развитии аграрного сектора экономики. По его словам, и эти исследования делал Всемирный банк, такие страны, как Бразилия, Аргентина и Украина, имеют наибольший потенциал развития аграрного сектора экономики. И этот вопрос очень актуален сегодня в мире. Этот вопрос одним из первых с точки зрения продовольственной безопасности.
 
В Украине - более 28 тысяч сельских населенных пунктов. Это инфраструктура, которая требует сегодня большого внимания, так как в этих селах и поселках проживает треть населения нашего государства.
 
В сельскохозяйственном производстве занято почти 5 млн человек, что составляет 34% от общего количества населения, проживающего в сельской местности.
 
Время, проблемы сельских территорий не ограничиваются только развитием агропромышленного комплекса.
 
Село, в первую очередь - это среда и образ жизни людей, а уже потом - сфера производства.
 
Современное украинское село переживает сложные времена. Уменьшается численность сельского населения. Почти треть от него - пенсионеры. Трудоспособное население и сельская молодежь едут в большие города или за пределы страны.
 
Сегодня, и я обращаю на это внимание Правительства, уровень среднемесячной заработной платы в сельском хозяйстве почти на 35% ниже уровня заработной платы в целом по Украине.
 
Среди хронических проблем украинского села - низкие показатели качества жизни, небольшие доходы, устаревшее инфраструктурное обеспечение, усложненность доступа сельских жителей к медицинским и образовательных услуг.
 
Создание современных условий жизни на селе в социальном, культурном и духовном смысле - первейшая задача для власти.
 
Именно поэтому земельный, медицинская, образовательная реформы, реформа социального обеспечения должны работать на повышение качества жизни крестьян.
 
Комплексный и сбалансированное развитие сельских территорий - это установленный стандарт для Европейского Союза и ориентир для государственной региональной политики в Украине.
 
Среди базовых приоритетов государственной политики - рост доходов и качества жизни на селе.
 
Этому должны служить увеличение арендной платы за использование земли крупными предприятиями-арендаторами.
 
Одна из важнейших задач Правительства, органов власти всех уровней - обеспечить создание новых рабочих мест в сельской местности, привлечь молодых специалистов к развитию села, поддерживать развитие сельхозпредприятий, фермерства, в том числе семейного.
 
Правительства, в рамках действующих бюджетных программ, необходимо обеспечить полноценное финансирование мероприятий, направленных на поддержку фермеров начинающих, способствовать созданию и развитию семейных ферм на селе.
 
Реализация этих задач создаст условия для достижения стратегических целей, которыми я считаю повышение товарности сельскохозяйственного производства и обеспечения внутреннего рынка продовольствием высокого качества.
 
Только через объединение усилий государства и производителей сельхозпродукции, через развитие кооперации - потребительской, сбытовой, обслуживающей, кредитной, через возрождение предпринимательской активности можно повысить экономическую результативность сельскохозяйственного производства, достичь высоких социальных стандартов жизни на селе.
 
Сегодня лишь 1% крестьянских хозяйств в Украине охвачено кооперацией, а, например, в соседней Польше - свыше 50%. Поэтому развитие кооперации на селе требует действенной поддержки.
 
Власти гарантировать государственную помощь развитию сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов на этапах их создания.
 
За счет развития сельскохозяйственной кооперации можно повысить стандарты безопасности продуктов питания, достичь международного уровня качества и соблюдения санитарных норм.
 
Государственная власть должна гарантировать поддержку на этапе продвижения сельскохозяйственной продукции на рынок, создать благоприятные условия для приближения товаропроизводителя сельскохозяйственной продукции непосредственно до потребителя, сформировать современные рыночные механизмы.
 
Местным властям необходимо содействовать организации и проведению ярмарок и выставок по продаже сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, наладить эффективную работу оптовых рынков сельскохозяйственной продукции. Ту работа, уважаемые коллеги, которую мы начали, по развитию сети оптовых рынков надо продолжать. Я смотрю, Николай Янович, что в тех регионах, в которых мы наметили, насколько помню, их пять, там работа эта почти завершена. Но я не знаю, где она начата в новых регионах и почему. Чем мы остановились? Я вот смотрю, Присяжнюка нет. Бисюк, я хотел бы, чтобы вы мне на этот вопрос дали ответ. Не сегодня, но я хотел бы от вас ее услышать.
 
Эффективность государственной поддержки села должна быть обеспечена внедрением программно-целевого подхода к развитию сельских территорий.
 
Приоритеты развития сельских территорий и социально-экономического развития села должны найти отражение в новом проекте Государственной стратегии регионального развития на период до 2020 года, а также при разработке и доработки соответствующих региональных стратегий экономического и социального развития.
 
Современное украинское село должно иметь развитую инфраструктуру - платформу для привлечения инвестиций и возрождения предпринимательской активности.
 
Ее неотъемлемой составляющей должна стать комплексная развитие аграрного рынка, развития дорог, транспорта, жилищно-коммунальной и инженерной сфер.
 
И это также должно быть приоритетом работы Правительства и местной власти.
 
Уважаемые участники Совета регионов!
 
Я рассчитываю на то, что в этом зале собрались специалисты, государственные менеджеры, которые хорошо понимают эту проблему, как говорится, это сигнал, который я сейчас делаю.
 
Я рассчитываю, что в кратчайшие сроки Правительством должен быть проработан вопрос развития экономики территорий и новых подходов в региональной политике. В соответствующем поручении, которое я подпишу, будут отражены соответствующие задачи. Поэтому я просил бы сейчас выразить всех выступающих свою точку зрения к этому вопросу и будем сегодня определяться и принимать решения.
Чтобы не пропустить все самое важное и интересное, подписывайтесь на нас в соцсетях

Происшествия

Крушение военного самолета под Харьковом: количество жертв возросло до 25-ти человек
Крушение военного самолета под Харьковом: количество жертв возросло до 25-ти человек 120

В Офисе генпрокурора возбудили уголовное дело.

В Харькове очевидцы сняли на видео пожар на Центральном рынке
В Харькове очевидцы сняли на видео пожар на Центральном рынке 84

Официальных сообщений пока что не было.

Авиакатастрофа под Харьковом: что известно о курсантах
Авиакатастрофа под Харьковом: что известно о курсантах 231

Один из выживших получил 90% ожогов. За его жизнь борются медики.

Экономика

Пенсии в Украине - когда, кому и на сколько повысят в 2021 году
Пенсии в Украине - когда, кому и на сколько повысят в 2021 году [календарь выплат] 759

Повышение пройдет в 5 этапов и затронет 10 миллионов человек.

Курс валют: что будет с долларом после выходных
Курс валют: что будет с долларом после выходных [инфографика] 309

Американская валюта подорожает, а евро продолжает падать.

Курс на 28,5: смогут ли удержать доллар до выборов
Курс на 28,5: смогут ли удержать доллар до выборов 278

На уходящей неделе доллар продолжил дорожать.

Общество

Факт. У Дніпрі відбувся Кубок міського голови з міні-футболу серед структур мерії
Факт. У Дніпрі відбувся Кубок міського голови з міні-футболу серед структур мерії 33

Команди-переможці отримали кубки та медалі, а також цінні призи.

Синоптики предупредили о штормовом ветре и дождях на выходных: оранжевый уровень опасности!
Синоптики предупредили о штормовом ветре и дождях на выходных: оранжевый уровень опасности! [карта температур] 345

В субботу треть Украины накроет дождями и ветром, а в воскресенье придет жара.

Магнитная буря в конце сентября ударит слабее, чем ожидалось. Что нужно знать
Магнитная буря в конце сентября ударит слабее, чем ожидалось. Что нужно знать [инфографика] 348

Вместо одного сильного пика магнитной активности будут два небольших.