19 ноября
Загрузить еще

Кость Бондаренко, Институт украинской политики: имитация

Кость Бондаренко, Институт украинской политики: имитация

ПОБЕДА! ПОБЕДА?..

Будучи заряженной на организацию нового Майдана, оппозиция слегка растерялась, когда стало ясно, что она практически полностью берет мажоритарные округа в Киеве, что власть не демонстрирует тотальные фальсификации, что "Батьківщина" по результатам голосования получает не 15%, как обещали ей социологи, а 25%. То есть в таких условиях революция попросту невозможна. В день голосования у оппозиции началось головокружение от успехов. Арсений Яценюк признал, что выборы стали победой его политической силы. Виталий Кличко тоже оценил выборы как победу "УДАРа". Для Олега Тягнибока результат вообще превзошел все ожидания. Одним словом - победа!

Недовольными остались только Юлия Тимошенко, объявившая голодовку протеста, и представители зарубежных миссий - не наблюдатели, а именно те, кто были заряжены на организацию протестных акций в Украине по примеру "Арабской весны". Оказывается, заявления лидеров украинской оппозиции полностью перечеркивают надежды на дальнейшее влияние Тимошенко на политические процессы. Она оказалась за бортом политики, рычаги влияния находятся теперь в руках Турчинова и Яценюка, но не Тимошенко. Что же касается иностранных консультантов, то остается непонятным, зачем проводились многочисленные тренинги и летние лагеря подготовки активистов, зачем была организована массовая медиаподдержка украинской оппозиции за рубежом. Зачем приезжали в Украину люди типа Марко Ивковича и другие специалисты по организации революций и переворотов?

Спустя несколько дней оппозиционеры вдруг нашли повод для того, чтобы собраться перед Центризбиркомом и призвать своих сторонников к выходу на баррикады. Таким поводом стали задержки и споры в подсчете голосов в нескольких округах. Общее количество спорных округов не превышало и 5% от общего количества, но для оппозиции эти округа были принципиальными по двум причинам: а) можно продемонстрировать свою значимость и влияние, развить успех; б) желательно не допустить успеха власти даже в 5 округах, что может в перспективе привести к усложнениям с созданием большинства.

"ВЕСНА" НЕ ПОШЛА

Те, кто наблюдали за процессом, помнят хронологию событий. Оппозиционеры оказались непоследовательными и противоречивыми в своих планах и действиях. Первоначально было заявлено, что на площади перед Центризбиркомом соберутся около 50 тысяч сторонников оппозиции. Первый день показал: пришли от 1000 до 1500 человек (данные "Украинской правды"). Для самоуспокоения лидеры оппозиции называли число участников в 6000. Яценюк, Гриценко, Кличко и Тягнибок выступили с пламенными речами и пообещали сложить депутатские мандаты, провести съезды, на которых должно было состояться "обнуление" партийных списков. 

На следующий день вопрос отпал сам собой - лидеров оппозиции раскритиковали и профессиональные юристы, подчеркнувшие несостоятельность и невозможность подобного шага, и журналисты, не увидевшие в действиях оппозиционеров рациональное зерно. А тут еще и ЦИК заявил о готовности пересмотреть результаты выборов в 5 спорных округах. Арсений Яценюк объявил это очередной большой победой оппозиции. Анатолий Гриценко - очевидно, после консультаций с кем-то, кто хорошо разбирается в византийских хитросплетениях власти и юриспруденции, пообещал "кой-кому набить морду" (очевидно, имея в виду Яценюка). Тягнибок намекнул, что от мандатов отказываться не собирается - ни он, ни его партия, ибо это будет игрой на руку власти. Кличко, которому необходимо было очиститься от имиджа "предводителя потенциальных тушек" и "троянского коня власти в оппозиционной среде", единственный заявил о незыблемости позиции относительно сложения мандатов - и тотчас же уехал в США. 

День третий. Яценюк уже не говорит о победе и начинает требовать уже не пять округов, а тринадцать - не признавать, пересчитать, переизбрать! Иначе сложим мандаты и не будем принимать участие в работе следующего парламента. Верховная Рада готова идти на перевыборы в пяти - и ни округом больше. Оппозиция объявляет о том, что под стенами ЦИК соберется очередной "невиданный по своей численности" митинг. По данным оппозиционных сайтов, снова собираются 1000 человек. Над оппозицией начинают откровенно смеяться. Подсчет голосов продолжается. Засуха выигрывает один из округов, Пилипишин - второй. Просыпаются оппозиционные мажоритарщики, заявляющие, что не готовы складывать свои мандаты. 

Отказа оппозиции от мандатов, анонсированного сразу после выборов, не произошло - это пояснили нежеланием "играть на руку власти".

"КАЖДЫЙ МНИТ СЕБЯ КАНДИДАТОМ В ПРЕЗИДЕНТЫ" 

Прошедшие "на шару" в Верховную Раду десятки кандидатов, которым никто не прочил победу и в основе победы которых лежали просто случай и протестные настроения масс, понимают: второй раз вряд ли так повезет. Один из кандидатов заявил просто и открыто: "Я лучше сдохну, чем пойду на перевыборы". 

В этот момент появляется мысль: надо идти в парламент, принимать присягу, добиваться изменения избирательного законодательства и складывать мандаты. То есть позиция снова меняется.

Новый день приносит новые предложения: а давайте все же проведем перевыборы, но уже в тридцати округах. Власть непоколебима: нет! Только пять! 

Еще один день: а давайте кроме пяти еще два! О сложении мандатов и об обнулении списков говорят уже только Анатолий Гриценко и Сергей Власенко. Последний пытается привлечь внимание к судьбе Юлии Тимошенко, которая где-то там, в Качановке, объявила голодовку и уже не первый день голодает. От него отмахиваются - не до Юли сейчас. Мы ее, конечно, ценим, любим и уважаем, но голодает она не вовремя. Передайте Юлии Владимировне, что пусть перенесет свою голодовку на позже. Мы дадим ей сигнал, когда поделим мандаты и комитеты. Тогда и ее поддержим.

…Одним словом, вся эта суета была лишена единой цели, единой платформы и единого координирующего центра. Каждый из лидеров оппозиционных сил мнит себя кандидатом в президенты. Каждый живет уже реалиями 2015 года - ведь до старта избирательной кампании остается лишь два года. И Яценюк, и Кличко, и Тягнибок верят в то, что могут выйти во второй тур выборов, соревнуясь за победу с Виктором Януковичем. Поэтому у них нет взаимного доверия. Есть подозрения и опасения по поводу возможных "кидков". И есть тайные переговоры с органами власти - по принципу: "Извините, мы вас не слишком покритиковали?". 

А с другой стороны, есть необходимость отчитаться перед зарубежными контрагентами: "Мы делали все, что могли. Мы выводили народ на баррикады и поднимали его на революцию. Но такой уж нам народ сложный попался - не хочет подниматься на борьбу. Так что - сорри! Кстати, вот здесь смета на  проведение акций, надо бы оплатить, квартал заканчивается, бухгалтерия нервничает…" 

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Итак, имитация бурной деятельности состоялась. Ее практически никто не заметил. Через пару месяцев о выступлениях оппозиционеров никто не вспомнит. Майдан не получился. Нет лидера. Нет доверия. Нет цели. Нет программы. В 2004 году были иллюзии и были ориентиры. Верилось, что Ющенко лучше, чем Янукович, что оранжевые лучше старой власти. Сегодня есть понимание того, что не лучше. Не моральнее. Не честнее. 

Именно поэтому остается не действовать, а имитировать действие. Не бороться, а просто создавать видимость борьбы. Не идти на принципы, а играть роль принципиальных политиков. Но для виртуозной игры нужны актерские данные, которые были у Тимошенко и которых нет у ее соратников. Потому и хочется воскликнуть по Станиславскому: "Не верю!" 

СПРАВКА "КП"

Кость БОНДАРЕНКО - украинский политолог, кандидат исторических наук. Член Гуманитарного совета при президенте. Родился в 1969 году в пос. Погребище Винницкой области, в 1986 году стал лауреатом Республиканской литературной премии за поэтический перевод "Слова о полку Игореве" на украинский. Окончил истфак Львовского университета им. Ивана Франко. В 1989 году начал общественную деятельность - был членом Народного руха Украины, Хельсинкского союза. Консультировал блок Виктора Ющенко "Наша Украина", Народный блок Литвина, Блок Юлии Тимошенко. Был заместителем Сергея Тигипко в партии "Сильная Украина".

Председатель правления Института украинской политики и Фонда "Украинская политика".