Загрузить еще

Подмену картин Глущенко в Кабмине милиция считает банальной кражей

Подмену картин Глущенко в Кабмине милиция считает банальной кражей
Фото: Уголовное дело возобновили только после того, как министр культуры публично заявил о случившемся. Фото Укринформ.

Его открыло Печерское рай­управление милиции Киева - то самое, которое 20 февраля, не дождавшись заключения экспертов, в криминальном производстве поспешило отказать. 

Эксгумация дела

Напомним, речь идет о картинах "Днепровские дали" и "Село у реки", которые были переданы в правительственный дом 29 августа 2001 года из Национального художественного музея Украины. С 2010 года, когда проводилась первая сверка, музейщики говорили, что "дали" и "село", которые увидели в Кабмине, - подделка. Между тем передавали они оригиналы. После новой сверки в ноябре 2011 года юристы, представляющие интересы музея, подали заявление о возбуждении уголовного дела. Семь месяцев оно болталось по инстанциям, пока не осело в Печерском рай­управлении, где и было похоронено. 

Нетрудно догадаться, что следователи произвели срочную "эксгумацию" дела после заявления министра культуры Михаила Кулиняка, который подтвердил, что в Кабмине - копии. "Уголовка" возбуждена по ч. 3 ст. 185-й УК - "Кража, сопряженная с проникновением в жилище, иное помещение или хранилище". Квалификация преступления вызвала недоумение у юристов. Согласитесь, ни жильем, ни хранилищем, ни даже "иным помещением" Кабинет министров назвать нельзя. 

- Мы предполагали, что уголовное дело откроют по статье 191-й - "Присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением", - говорит адвокат Виталий Титич. - Хозяйничать в Кабинете министров, не злоупотребляя положением, практически невозможно. Все материалы, которые мы прилагали к заявлению о возбуждении уголовного дела, указывают именно на зло­употребление, причем отягощенное служебной подделкой.

Передавали оригиналы

Ранее Кабмин заявлял: когда музей передавал работы Глущенко в их распоряжение, экспертиза на оригинальность не проводилась. Это наводит на догадку, что одна из версий, за которую может ухватиться следствие, приведет в музей. Дескать, картины подменили до того, как они украсили стены правительства. Передача художественных полотен из музейных фондов куда-либо, кроме выставок, на самом деле является грубейшим нарушением. Но в Национальном художественном музее уверяют, что исполнили все формальности и получили разрешение Минкультуры на передачу картин. 

- Есть пакет документов, которые свидетельствуют, что передавались оригиналы, - говорит Виталий Титич. - Полное описание, фиксация инвентарных номеров и фотофиксация, на которой поставлена подпись принимающей стороны. 

В пользу музея говорит и то, что эксперты определили возраст копий полотен Глущенко в 5-10 лет. То есть они были написаны, когда картины уже находились на балансе Кабмина. Следовательно, круг подозреваемых сужается.

Будет ли найден виновный? Редактор журнала "Музеи Украины" Виктор Трегуб считает, что дело, скорее всего, спустят на тормозах. Речь-то идет о людях незаурядных. Даже если милиция сумеет отыскать художника, который создавал копии, он вряд ли выведет к настоящим заказчикам. 

- Известно, что существуют мастерские, художественные артели, где художники переписывают работы известных мастеров. Это не подделки. Это репродукции, которые могут потом продаваться в художественных салонах, на Андреевском спуске, использоваться в оформлении интерьеров, - говорит куратор арт-центра "Я Галерея" Павел Гудимов. - Вероятнее всего, художник, которого попросили сделать копии картин Глущенко, даже не знал, для чего они нужны. Он просто выполнил заказ. И рисовал, скорее всего, не с оригинала, а с фотографии.  

В пользу этой версии говорит и то, что картины даже не пытались искусственно состарить, как это обычно делается, когда нужна подделка, а не просто копия. Вероятно, был расчет на то, что никто в этой истории не захочет разбираться, опасаясь конфликта с властью. 

Это не первый случай! 

После скандала с пропажей "Днепровских далей" и "Села у реки" Министерство культуры  распорядилось срочно провести сверку всех картин, которые были переданы из музеев в другие учреждения. Если результаты будут гласными, мы должны пережить еще не один культурный шок. Подменять оригиналы подделками - самый удобный способ воровства. И тому в Украине есть примеры.

В начале 2008 года почти одновременно в двух музеях - Уманском (Черкасская область) и Ямпольском (Винницкая) - вместо 24 картин известных мастеров - Глущенко, Шишко, Яблонской, Григорьева, Чегодара и других - обнаружили грубо сфабрикованные копии. Полотна заменили во время выездных экспозиций. 

За кражу судили трех офицеров СБУ, МВД, Минобороны и директора Ямпольского управления горводоканала. Пока афера вскрылась, большую часть похищенного жулики успели продать. Несколько полотен частные коллекционеры вернули, узнав, что они краденные, а пропавшую картину Николая Глущенко "Зимнее солнце" случайно обнаружили на аукционе в Украинском доме. 

В том же 2008 году разразился скандал в Музее истории Киева. При сверке наличия фонда недосчитались 111 картин соцреалистов на сумму около 5 миллионов долларов. Большая часть картин была передана столичной администрации, пять попали в Министерство культуры и туризма, две - в Секретариат президента, две - в Кабмин. Судьба многих полотен неизвестна до сих пор. 

ВОПРОС РЕБРОМ 

Почему за картины этого художника выкладывают такие деньги? 

На Западе интерес к художникам эпохи соцреализма резко возрос после развала СССР. А вокруг имени Глущенко разгорелся особый ажиотаж. На официальных аукционах средняя цена его картин превышает 100 000 долларов. И дело не только в самобытной манере "первого украинского импрессиониста", но и в его необычной биографии. 

Николай Глущенко не принадлежал к когорте пролетарских художников, которые воспевали крутобедрых доярок и чумазых шахтеров. Он был взрощен лучшими европейскими школами Берлина и Парижа, давал уроки рисования самому Адольфу Гитлеру, который называл Глущенко своим любимым художником. А до начала Великой Отечественной войны живописец полтора десятка лет совмещал искусство художника и разведчика. О подготовке Гитлера к войне с СССР Глущенко докладывал Сталину еще в июне 1940 года. Вернувшись в Москву, был обласкан советским правительством и после войны получил право выезжать за рубеж, чего были лишены многие советские художники. Но занимался уже только творчеством, был чрезвычайно плодовит и щедро одаривал своими работами галереи Украины. 

В средине 90-х, когда музеи начали подвергаться массовым грабежам, за картинами Глущенко началась особая охота.