24 ноября
Загрузить еще

Первый вице-премьер Валерий Хорошковский: "Украина сидит на шпагате между Европой и Россией. Это достаточно неудобно"

Первый вице-премьер Валерий Хорошковский:
Фото: Обстановка с приходом Хорошковского на новую должность изменилась.

А ровно через три года в том самом кабинете с настораживающим номером "665" оказался сам Хорошковский. Номера "666" в здании правительства, кстати, нет вообще. 

Видно, что обстановка с приходом Хорошковского на новую должность изменилась. Сделали ремонт, обновили интерьер… Кресло нового первого вице-премьера - ослепительно белого цвета, словно бы и работу он собирается начать с белого - чистого - листа. И вообще кабинет выдержан в светлых тонах. Невольно напросился и первый вопрос:

- В вашем кабинете осталось что-то от времен Турчинова?

- Мебель, наверное, осталась. Не знаю… Главное, что меняются подходы в работе. Это существеннее, чем внешняя обстановка. 

Совмещение должностей - задача бесперспективная

- Валерий Иванович, после вашего назначения на должность первого вице-премьера ряд депутатов заявили о том, что это проигрыш, сдача позиций. Дескать, новая должность не имеет такого влияния, как предшествующая. Как вы прокомментируете эти заявления?

- Убеждаю вас, что не кресло создает позицию, а человек. Могу сказать, что должность первого вице-премьера предполагает достаточно полномочий для принятия решений, которые находятся в рамках моей ответственности. 

- Информация и опыт, полученный на предыдущем месте работы (главы СБУ), вам сейчас помогают?

- Очень помогают.

- Почему вы были назначены первым вице-премьером без совмещения с должностью министра экономики или финансов?

- Это было решение президента и премьер-министра. Я считаю, оно абсолютно  правильное. Речь не идет о каких-то внутренних противоречиях. Лично я совершенно не понимаю, как при той нагрузке, которая есть у первого вице-премьера, можно еще полноценно возглавлять Министерство финансов, учитывая непростую ситуацию с бюджетом. 

- Вы говорите о Министерстве финансов? А о совмещении с должностью министра экономики вопрос не стоял?

- Даже не поднимался.

Дружба с Москвой по формуле "3+1"

- На этой неделе вы принимали участие в заседании ЕврАзЭс. На встрече в Москве  российский президент прямым текстом предупредил, что страны, которые не входят в Таможенный союз, могут столкнуться с проблемами. Как вы готовитесь их решать? 

- Речь шла о том, что страны Таможенного союза собираются сообща защищать свои интересы, а Украина, которая ранее имела свободный доступ на рынки СНГ, теперь будет ощущать определенные проблемы с продвижением своих товаров и услуг. И мы уже их почувствовали по ряду товаров. Решать это можно только путем переговоров. Вопрос - на какой базе. После вступления всех членов ТС в ВТО будут задействоваться процедуры этой организации, что оставляет нам гораздо больше шансов договориться.

Я также считаю, если на рынок не допускаются какие-либо товары, то страдают от этого в первую очередь потребители. Ведь чем больше конкуренция, тем выше требования к качеству товара и ниже его цена. А это те критерии, в которых все заинтересованы.

- То есть формула "3+1" для России уже окончательно потеряла интерес. 

- Она не интересна ни России, ни другим участникам Таможенного союза. Формула "3+1" предлагала возможное, частичное присоединение к ряду соглашений, которые не противоречат нашей основной задаче, но позиция членов ТС простая: или с нами, или без нас. 

- У нас есть другие варианты?

- У нас всегда есть варианты, но в данном случае наша стратегия - Европейский союз - выражена не только в наших желаниях, но и в законодательстве. 

Торговые войны не выгодны никому

- Вы на днях заявили, что в случае возможных проблем, связанных с созданием ТС, Украина может искать новые рынки сбыта. В каких странах?

- Бизнес быстро перестраивается. Я не буду сейчас анализировать по каждому отдельному товару, но речь идет о платежеспособных рынках Европы, США, Азии. Мы уже сегодня присутствуем на них. Если жизнь нас заставит, будем расширять свою нишу в этих странах.

- Они нас готовы принять?

- Да. Прежде всего потому, что мы члены ВТО. Безусловно, могут быть проблемы квотирования товаров, сертификации, технические вопросы, но они решаемы. И в этом есть свои преимущества: наши исконные рынки не стимулируют к развитию, и если условия изменятся, бизнес достаточно быстро будет переориентирован, а функция государства - помочь ему в этом.

- Вы могли бы прокомментировать высказывания главного санитарного врача России Геннадия Онищенко в адрес Украины и оценки качества сыров?

- Нет смысла комментировать высказывания отдельных чиновников, поскольку они не имеют никакого отношения к официальной позиции наших партнеров. Она известна: страны Таможенного союза собираются защищать свои рынки от товаров других производителей. 

- Как Украина сможет защитить своих производителей, оставаясь в стороне от Таможенного союз? Ведь, по мнению экспертов, проблема с сырами - это только начало.

- Я очень надеюсь, что торговых войн не будет. Украина - это не карликовая страна. У нас - 45 миллионов населения, достаточно платежеспособного. Этот рынок интересен для всех. И если все перейдет в необратимую стадию, то потери будут с обеих сторон. Наши коллеги, безусловно, это понимают. У них достаточно здравый подход, и нет негативного или специфического восприятия Украины. 

- Вы имеете в виду российских чиновников и представителей власти?

- Я имею в виду партнеров по переговорам. Я все-таки надеюсь на разумный и прагматический подход, который поможет решить эти вопросы, избежав применения санкций. 

Переход Валерия Хорошковского из СБУ в Кабинет министров эксперты объясняют связями в Администрации президента. Фото УНИАН.

Вопрос трубы излишне политизирован

- Изначально планировалось, что Договор о создании зоны свободной торговли будет ратифицирован одновременно парламентами Украины и России. Депутаты Госдумы уже сказали свое "да". Верховная Рада застыла в ожидании. С чем связана такая медлительность?

- Ратификации предшествует внутриведомственное согласование. Этот процесс в Украине еще не закончен. Как только он будет закончен, договор сразу попадет в Верховную Раду для ратификации. 

- Россия собирается к 2015 году создать Евразийский союз. Это объединение может стать противовесом ЕС. По вашему мнению, как долго Украина будет "качаться" со стороны в сторону? Не пора ли уже сделать окончательный выбор? 

- Наш выбор закреплен законодательно. Это решение, которое принимает президент Украины согласно полномочиям главы государства. Мое мнение - сидеть на шпагате достаточно неудобно, поэтому нам необходимо как можно быстрее адаптировать наше законодательство и возможности под целеполагание. После того как мы будем жестко и целенаправленно придерживаться одной позиции, у нас очень многие вопросы отпадут сами по себе.

- Президент говорил о том, что газовые переговоры будут закончены после выборов в России. Однако российская сторона называет более отдаленный период. На каком этапе сейчас переговоры?

- Независимо от того, закончатся переговоры сейчас или в другое время, предмет нашей заботы сегодня - это выработка полноценных альтернативных источников поставки. Безусловно, вопрос цены важен, и мы хотели бы, чтобы она была справедливой, но поиск альтернативных источников является более принципиальным. 

- Разговор о значении украинской ГТС уже не стоит на повестке дня? Кстати, и украинские политики все меньше говорят о ней, как о национальном достоянии. Что делать с трубой?

- На мой взгляд, этот вопрос излишне политизирован. Преимущества нашей газотранспортной системы очевидны. Нужно принимать решения. Если исходить из бизнес-подходов, учитывая интересы и поставщика, и транзитера, и потребителей, то  предложение о трехстороннем консорциуме было самым разумным. Альтернативный путь - в рамках законопроекта о разделении транспорта, добычи и продаж на  отдельные бизнесы - подготовить газотранспортую систему к выводу на мировые биржы. 

Освобождение Тимошенко - вопрос не веры, а процедуры

- Оценивая сотрудничество с Украиной, представители МВФ указали на дело Юлии Тимошенко. Вы верите в то, что Тимошенко отпустят на свободу?

- Это не вопрос веры. Есть судебное решение, апелляция, кассация, только так принимается решение. 

- Но во время ваших встреч с зарубежными представителями эта тема звучит? 

- На встречах с представителями МВФ эта тема не звучит. Другое дело, что ее вспоминают зарубежные политики, которые также принимают определенного рода решения.

- А на каком этапе сейчас находятся переговоры с МВФ? В последнее время эксперты дают не самые оптимистические оценки. Мол, переговоры уже зашли в тупик, а кто-то даже пошутил о том, что они оттуда и не выходили. 

- Утверждать, что переговоры зашли в тупик, неуместно, поскольку мы все равно находимся с МВФ в кредитно-денежных отношениях и продолжаем следовать их рекомендациям, выполнять программу. Переговорный процесс продолжается. Да, некоторые требования МВФ по ряду причин неприемлемы для украинского правительства. И мы работаем, чтобы найти компромисс или альтернативные решения. 

- Какие вопросы сложнее всего даются? 

- У нас сейчас два глобальных переговорщика с МВФ - это Национальный банк и правительство. Свои вопросы НБУ закрыл, там достигнуты цели практически по всем положениям. Что же касается правительства, как вы знаете, одно из ключевых требований МВФ - это поднятие тарифов на ЖКХ. И есть разные точки зрения на эту проблему, поскольку даже при сегодняшнем уровне цен у нас возникают неплатежи. Если увеличить тарифы, не разработав механизм компенсаций, то проблем с оплатой будет еще больше. Один из вариантов компенсации - когда богатые будут платить полную стоимость услуг, а люди, у которых нет возможностей, получат компенсацию из госбюджета. Но такой механизм, как монетизация льгот, достаточно сложный. Потому это решение пока откладывается. 

Не "за" налог на богатство, но и не "против"

- Вам поручили вести переговоры с производителями и торговцами нефтепродуктами, чтобы предотвратить необоснованное завышение цен на топливо. Как вы планируете сдерживать цену на бензин? 

- Сложнейший вопрос, окончательного решения по которому нет. Уверяю, правительство приложит максимум усилий, чтобы не допустить резкого подорожания нефтепродуктов. Проблема в  том, что Украине недостаточно своей нефти для того, чтобы балансировать ценообразование на бензин, а производство нефтепродуктов из импортируемого сырья на сегодня экономически невыгодно. Если внутренние производители нам подтвердят, что при определенных условиях им будет выгодно завозить нефть, а цена на топливо останется на приемлемом, то есть сегодняшнем, уровне, то мы можем пойти на определенные меры в рамках переговорного процесса с импортерами. 

- Не так давно были озвучены ряд социальных инициатив, на реализацию которых, очевидно, потребуются дополнительные расходы из бюджета. А ведь еще пару месяцев назад украинцев предупреждали о необходимости затянуть пояса. Что изменилось?

- Я вам гарантирую, что все социальные инициативы президента будут исполнены. В рамках изменений бюджета этого года, который будет подан в Верховную Раду уже в апреле, указаны расходы, которые предлагаются для реализации задач, поставленных президентом. Конечно, этот шаг назрел уже давно, и даже если бы мы не имели дополнительных финансовых источников, уверен, покопавшись внутри бюджетных затрат, их можно было бы найти, не прибегая к выделению дополнительных сумм. 

- Так, может, стоит все-таки "покопаться" в бюджете, чтобы найти средства на другие нужды?

- Мы с Министерством финансов этим постоянно занимаемся. К сожалению, эффективность трат бюджетных ресурсов не находится на надлежащем уровне. Проанализировав, как исполнялись в прошлые годы бюджетные статьи, и  получив полную информацию о качестве оказанных услуг, мы видим большие резервы в этой части. 

- Вы лично выступаете "за" введение налога на богатство?

- Скажу так: я выступаю "не против". Платить высокие налоги на luxury goods - это хорошо, но, с другой стороны, мы могли бы иметь еще одну экономику внутри страны, если бы создали льготные условия для регистрации яхт, самолетов, причем речь идет не только о собственности украинских граждан. Как вы знаете, подобные условия создают некоторые государства. Вопрос дискуссионный, а что касается закона, мы в ближайшее время внесем его на рассмотрение Верховной Рады.  

"У нас хорошие отношения с премьером

- Экперты неоднократно называли вашу фамилию как одного из основных претендентов на должность главы Кабмина. Если бы вам предложили эту должность, вы согласитесь? 

- Я считаю, что не нужно ставить вопрос "согласитесь или нет", необходимо смотреть на другой фактор: "есть поддержка в парламенте или нет". Не может на сегодняшний день премьер-министр работать без реальной поддержки большинства. Это не вопрос фишки, это не казино, это абсолютно четкий выбор. На сегодняшний день президент и премьер имеют поддержку большинства в парламенте, которое готово помогать правительству, а значит, любые изменения вредны. 

- Вы один из немногих в правительстве, кто не входит в Партию регионов. Не планируете ли все-таки получить партийный билет или еще раз попробовать создать свою политическую силу? 

- Отвечу просто: нет. 

- И парламентские выборы вас не интересуют, как таковые…

- Смотря что вы имеете в виду, я бы хотел, чтобы у нас было проправительственное большинство. В противном случае мы опять будем иметь несогласованную позицию, что тормозит проведение реформ. И то количество противоречий, которые были сняты за два года, они могут возникнуть опять. И причина этого в том, что оппозиция не поддерживает здравые решения. Они всегда против. Когда политические силы, которые называют себя оппозицией, иногда противоречат даже тем принципам, которые записаны в уставе партии, меня это уже несколько смущает. Это идет, условно говоря, игра в протест. 

- Хотела уточнить: была информация, что в 2003-м вы ушли из правительства из-за конфликта с Николаем Яновичем. Якобы, как утверждают журналисты, его не устраивал ваш внешний вид: джинсы, отсутствие галстука… А сейчас какие у вас отношения?

- Во-первых, это абсолютно придуманная история, потому что я никогда не позволял себе приходить в Кабинет министров в неофициальной форме одежды. Я люблю casual, но, к сожалению, имею очень мало времени для его использования. 

А во-вторых, все течет, все меняется, мы становимся мудрее. Скажем так, та ситуация, которая возникла в 2003 году, имела свою очень четкую аргументацию. Чтобы поставить точку в этом вопросе, добавлю, что у нас на сегодняшний день хорошие рабочие отношение с премьер-министром. Я не вижу никаких проблем.

- Сейчас в Кабмине сформировалось поколение более молодых чиновников с бизнес-подходами и чиновников устоявшейся бюрократической школы. Не возникает ли конфликт в подходах к работе?

- Иногда возникает и конфликт подходов, и непонимание. Но это абсолютно нормально, потому что это рабочий процесс. Иногда кажется, что можно было бы двигаться быстрее, или если ты будешь поступать по такой-то схеме, результат будет быстрее и позитивнее. Но как показывает практика - это не всегда так. У общества есть своя динамика развития. А здесь, в Кабинете министров, мы находим общие  позиции, возможность услышать друг друга. 

ИЗ ДОСЬЕ "КП" 

ХОРОШКОВСКИЙ Валерий Иванович

Родился 1 января 1969 года в г. Киеве. Окончил Киевский национальный университет им. Т. Шевченко, юридический факультет. 

1998-2002 гг. - народный депутат Украины. 

Июнь - декабрь 2002 г. - заместитель главы Администрации президента. 

2002-2004 гг. - министр экономики и по вопросам европейской интеграции Украины.

2004-2005 гг. - профессор кафедры 

финансового права Национальной академии Государственной налоговой службы Украины.

2005-2006 гг. - исполнительный директор, президент ООО "Евраз Холдинг", председатель наблюдательного совета АОЗТ "Украинская независимая ТВ-корпорация" (общенациональный телеканал "Интер").

2006-2007 гг. - первый зам СНБО.

2007-2009 гг. - председатель Государственной таможенной службы.

2009-2010 гг. - первый заместитель председателя СБУ.

2010-2012 гг. - глава СБУ.   

С 18 января 2012 года - министр финансов. 

С 22 февраля 2012 года - первый вице-премьер-министр Украины.