8 января
Загрузить еще

У Александра Тимошенко уже есть право на работу, а скоро будет и "женевский паспорт"

Мужу Юлии Тимошенко убежище предоставили в рекордно короткое сроки – обычно процедура занимает от нескольких недель до года. 
 
- Сначала человека, который попросил политическое убежище, помещают в специальный лагерь для беженцев, как минимум на неделю, - рассказал Алесь Михалевич, экс-кандидат в президенты Беларуси. Он покинул родину после того, как, после выборов, провел несколько недель в КГБ, а, выйдя оттуда, рассказал, что его пытали и завербовали. После этого Алесь тайно – кстати, через Украину! - пробрался в Чехию – и получил там политическое убежище. – Лагерь вполне хороший, даже уютный, там около 100 человек живет, самая разношерстная публика из Ирака, Афганистана, Беларуси, Украины, России… По иронии судьбы, муж и жена Тимошенко одновременно проходили медосмотры, и оба – без особо желания. 
 
- Беженец проходит обязательную  медкомиссию, ничего особенного, просто осмотры врачей, анализы, - говорит Алесь. – Просто нужна медсправка. Потом – два интервью, базовое – почему ты просишь убежища. И более подробное, со всем документами, это могут быть документы, что ты был осужден, справки из милиции, больниц, распечатки из интернета.. Впрочем, думаю, в случае с Александром Тимошенко это было не слишком необходимо, все и так знают, кто он, и кто – его жена и что она в тюрьме. Поэтому и статус беженца ему дали так быстро, обычно процесс затягивается, если нужно устанавливать личность и доказывать, кто ты. 
 
- А когда получаешь документы? 
 
- Как только дали статус, уже есть право на работу в стране. А в течение месяца выдают, в соответствии с Женевской конвенцией о статусе беженца, и travel doсument. В народе его называют "женевский паспорт". По нему, можно без виз ездить в страны Шенгена, но обязательны визы в Россию, Беларусь, Украину, Великобританию, Канаду, США… Я знаю, я их уже получал, - улыбается Алесь. – Затем ты имеешь те же права, что и остальные граждане Чехии, кроме права избираться и быть избранным, ну и работать на госслужбе. Жить можно жить в лагере беженцев, но, думаю, Александр вряд ли станет. Тогда ему нужно просто зарегистрироваться по месту жительства. В съемной или купленной квартире. То есть, пока он в Чехии, те же права, что у других граждан страны. А вот, например, в Германии или Франции он будет считаться гражданином Украины, у которого – вид на жительство в Чехии, и ему придется снова доказывать причины, по которым он собирается жить в той же Германии.