- Владимир Михайлович, поздравляем Вас с окончанием года. Сессия еще не закрыта, но если подводить итоги работы парламента в 2011 году, то какие у вас ощущения: больше проколов или побед?
- Есть известная истина: когда находишься в распеченной лаве, температуру своего тела не чувствуешь. Примерно это я ощущал в течение уходящего года, находясь в постоянно извергающемся парламентском вулкане.
Чтобы понять, каким этот год был для парламента, необходимо соизмерить его с тем, каким он был для страны. А он был очень сложным, годом выживания, годом выбора без выбора. Но главное, что у нас всех хватило здравого смысла при множестве конфликтных точек удержать ситуацию в рамках благоразумия. Несмотря на то, что в течение года, по данным милиции, в стране состоялось около 160 тысяч разного рода манифестаций, акций, пикетирований и т. д.
Что касается собственно Верховной Рады, то особенностью ее работы в этом году была практически стопроцентная поддержка инициатив и предложений, исходящих от Президента и правительства. Такого еще никогда не было, чтобы решения принимались, что называется, с колес. Парламент обеспечил режим наибольшего благоприятствования для работы исполнительной власти.
- Но ведь это не всегда хорошо, решения могут быть слишком поспешными?
- Разумеется, Верховная Рада должна не просто штамповать предлагаемые правительством законопроекты, а служить фильтром для того, чтобы принимаемые решения соответствовали запросам общества. Но пока, увы, освящая то или иное решение, мы очень часто не учитываем весь комплекс проблем, стоящих перед страной. И эти точечные законы иногда было бы лучше вовсе не принимать, ибо даже самые полезные из них в общем контексте подчас не срабатывают. А все потому, что нет стратегического видения. Я убежден, что сначала всем нужно было успокоиться, определиться с общими подходами, и выработать четкий план действий. Но это, к сожалению, нам не удалось.
- А в целом, Вы довольны работой парламента за прошедший год?
- Исходя из того, как чувствуют себя люди, – конечно же, нет. Однако нужно понимать: причина этого в том, что парламент, как и наше общество в целом, расколот. Именно по нему проходит водораздел противостояния. Никто же не призывает любить власть, но нужно уважать свою страну. У нас же происходит борьба на взаимное уничтожение и прослеживается упорное нежелание выходить на разумный разговор, цивилизованный диалог. Никто не собирается утверждать, что в стране все хорошо и беспроблемно. Но, с другой стороны, беспрестанно твердить, что все исключительно плохо, означает перечеркивать жизнь 46 млн. людей. Они же живут, работают, растят детей и строят планы, связанные со страной, в которой родились! Политики же хотят до основания разрушить и дорваться до власти.
Очень важно осознать общую ответственность за страну. Ибо все мы находимся в одно лодке. И сегодня все проблемы, которые есть в стране, – это проблемы и нынешней власти, и тех, кто вчера был в ней, а сейчас соотносит себя с оппозицией. Проблемы порождены и теми, и другими. В итоге Украина постепенно перестает быть субъектом и становится объектом международной жизни. Показательный пример – недавняя перепалка в парламенте по поводу того, как понимать рекомендации Венецианской комиссии относительно проекта закона по языковой политике. Каждая из сторон в защиту своей железобетонной позиции приводила выгодные ей выдержки из документа. Мало кто реагировал на мой призыв: "Уважаемые коллеги, дайте остановимся!". Мы что самостоятельно не способны определить, какой должна быть наша языковая политика? Нам обязательно нужен поводырь, нужны костыли? Это же говорит о несамостоятельности наших политиков и, как следствие, – о несамостоятельности страны. При таком подходе в один прекрасный момент можем обнаружить, что наши законы принимаются за пределами страны. Это свидетельствует о том, что мы не умеем и не желаем принимать те решения, которые нужны всей стране, а не части электората.
- Что вы думаете о результатах саммита "Украина-ЕС", на котором планировалось подписать договор об ассоциации, но не сложилось?
- Как данность. На другое рассчитывать было бы иллюзией. Но проблема в том, что мы всегда объявляем победой даже нулевой результат. С политической точки зрения, это правильно. То, что переговоры завершены и все признали, что Украина – европейское государство, – это плюс. Но то, что дальнейшего продвижения на этом пути не будет, как минимум, до завершения выборов в парламент, – думаю, для всех очевидный факт. Пристальное внимание, которое было уделено со сторону европейцев к закону о выборах народных депутатов, наталкивало на эту мысль еще раньше. Просто каждый играл и продолжает играть свою партию. С одной стороны Европа не хочет отпускать Украину в свободное плавание, а с другой стороны, Украина исходит из опасений: Европа пообещает, но ничего не сделает и при этом окончательно поссорит нас Россией.
- Владимир Михайлович, на днях парламент утвердил госбюджет на 2012 год, а вместе с ним отменил депутатские льготы. Норма об этом была вписана в главную смету страны, причем с вашей подачи. Через отдельный закон отменить соцобеспечение парламентариев нереально?
- Депутатские льготы долгое время были выигрышной темой, особенно для тех моих коллег, которые первыми занимают очередь за тем, что только можно получить, и в то же время убеждают людей в своем бескорыстии. Я неоднократно предлагал депутатам отменить свое соцобеспечение, оставив только зарплату, но дело не двигалось. При этом понимал, что, приняв сложный и жесткий бюджет на 2012 год, мы не сможем объяснить людям, почему не ограничили в первую очередь себя. Поэтому, в конце концов, пригласил к себе руководителя главного юридического управления Аппарата ВР, указал, какие льготы аннулировать и попросил оформить это юридически. Понимал, что если не поставлю это предложение на голосование вместе с бюджетом и допущу его обсуждение, то оно не будет принято. И я благодарен депутатам, которые проголосовали за мои инициативы.
Да, будет много обиженных, и мне уже высказывают претензии. В основном народные депутаты прошлых созывов. Раньше они в течение года после окончания каденции в случае, если не устраивались на работу, получали полную зарплату депутата, а потом – половину от этой суммы. И таких "бывших" много, причем среди них есть известные имена, у которых есть все и которые годами получают половину депутатского оклада. Раньше если депутат выходил на заслуженный отдых, он получал 12 окладов сразу и потом ежемесячно пенсию в 16 тысяч. Сейчас разовая выплата отменена, а размер пенсии составляет 10 минимальных окладов (это менее 8 тысяч). В случае смерти депутата родственники получали его среднюю зарплату за 10 лет. Это также отменено. Как и компенсация за жилье, а также выплата в случае досрочного прекращения полномочий депутата в размере трехмесячной зарплаты, оздоровительные в размере 35 тысяч и компенсация за путевку в санаторий. Парламент – это не Собез. Поэтому льготы сняты. Сняли все, что можно снять.
- Жаль, что льготы урезаны только на год…
- Если бы это делалось путем изменений закона, пришлось бы голосовать не один раз, поскольку было бы первое, второе, возможно, третье чтение. Правда, уже появился законопроект по этому поводу. Практически все, что я уже внедрил, а нем заложено. И, слава Богу! Поверьте, я сделал неимоверное. И это не предвыборный трюк, поскольку до выборов все забудется. Просто это, считаю, честная политика. Или, по крайней мере, приближение к ней.
- А сколько удастся сэкономить за счет урезания льгот?
- Экономия будет небольшая, поскольку урезан бюджет Верховной Рады. Поэтому от этого решения мы выиграли дважды: во-первых, восстановили то, что можно назвать приближением к социальной справедливости, а во-вторых, уложились в размеры выделенной на парламент сметы.
Впрочем, общая сумма сохраненных для страны средств на днях будет опубликована.
- Владимир Михайлович, бюджете-2012 есть слабое место. Вместе с отменой льгот депутатам приняли норму о том, что социальные выплаты остальным категориям льготников будут выплачиваться, только если в бюджете будут средства. Это как раз то, из-за чего в сентябре под Верховной Радой митинговали афганцы и чернобыльцы…
- Да, такое решение принято, но по согласованию с общественными организациями. В документах, которые правительство подписало с общественными организациями, в том числе афганскими и чернобыльскими, зафиксировано, что выплаты будут в следующем году не меньше, чем на сегодняшний день. А отдельным категориям – ликвидаторам, инвалидам – бюджетом предусмотрено увеличение выплат. Только на чернобыльцев было изыскано дополнительно почти 2 млрд. гривен. Но вы прекрасно понимаете, что, к большому сожалению, речь не может идти о выполнении социальных законов в полном объеме. Ведь для это нужен еще один государственный бюджет. Притом, что его показатели были пересмотрены в сторону уменьшения роста экономики Украины, с учетом общемировых тенденций. А по поводу выплат льгот при условии наличия средств в бюджете я должен сказать, что это ноу-хау не нынешнего правительства, так поступают с 2000 года. И наибольший удар по льготникам был нанесен в 2008 году, когда с принятием бюджета остановили действие 66 социальных законов ценой 105 млрд.
Поэтому некоторым депутатам надо меньше заниматься морализаторством, а думать о своей ответственности.
- В предыдущем интервью "КП" Вы рассказывали, что часто выходите в Мариинский парк прогуляться и общаетесь с людьми. А когда были акции протеста под Радой, выходили?
- Нет, я встречался с представителями людей, который пикетировали парламент, здесь, в помещении Верховной Рады. И с ними обо всем было договорено. Обратите внимание: вопрос в парламенте не рассматривался, а попытка штурма была. Считаю, преследовалась совсем иная цель. Ведь я заверил представителей чернобыльских организаций в том, что парламент не будет принимать никакого решения до тех пор, пока они не подпишут соглашение с правительством. Мы вели переговоры три часа кряду и договорились об этом. Зачем было пытаться прорваться в Верховную Раду?
А в парк я выходу постоянно, и далеко не все меня приветствуют, обвиняют, в том числе, за арест Тимошенко.
- А вас-то почему?
- Говорят: все вы одним миром мазаны… Если я вижу, что человек хочет пообщаться и готов к диалогу, я с ним разговариваю. Но если он кричит, брызжет слюной – о чем говорить?.. Поверьте, я свои грехи знаю и ответственность свою чувствую.
- Сейчас все говорят "мне жалко Юлю", даже премьер Николая Азаров недавно заявил это в интервью, и президент Виктор Янукович. А вам ее жалко?
- Юлия Владимировна – тот человек, который умеет за себя постоять, и в жалости не нуждается. Но это трагедия для семьи. И для Тимошенко, очевидно, тоже. На мой взгляд, в тюрьме, изолированными от общества, должны быть только убийцы и насильники.
- А почему не прошел закон о декриминализации статьи "Тимошенко" - 365 Уголовного кодекса?
- Потому что единственный путь к принятию этого решения лежал через так называемое пакетное голосование. Если стоять на том, что газовые договоренности были политическим решением, то мы должны все вместе признать, что за них вынуждена расплачиваться страна и народ. Если без повышения тарифов на коммунальные услуги из этой проблемы не выйти, то давайте примем совместное – и большинства, и оппозиции – решение, найдя при этом механизмы компенсации наименее защищенным гражданам. Если мы говорим о необходимости реализации всех социальных законов, чего, между прочим, раньше, к большому сожалению, не делалось, давайте также возьмем на себя общую ответственность.
Я предлагал: давайте возьмем таких 3-5 вопросов, к их списку добавим законопроект о декриминализации 365-й статьи УК и проголосуем единым пакетом. Таким образом, ответственность будет взята на всех, а Тимошенко будет выведена из-под удара. Сначала представители БЮТ согласились с таким подходом. Но потом прозвучало гневное заявление фракции, и последовал отказ. Хотя других вариантов решения этого вопроса я не вижу.
- Вы ожидали, что Апелляционный суд подтвердит вину Тимошенко?
- Скажу честно, я думал, что суд смягчат наказание, возможно, изменит его на условный срок. Мне кажется, для этого и подается апелляция.
- Есть утверждение, что четыре с половиной года депутат работает на себя, а оставшиеся полгода на избирателей. Будут ли на следующей, предвыборной, сессии приниматься популистские законы?
- Думаю, нет. Уже поздно принимать популистские решения, поскольку все понимают, что лавры от них достанутся не принимающему решения большинству, а тем, кто сегодня находится в меньшинстве. Переломить этими решениями настроения людей уже невозможно. Их можно изменить лишь, если человек почувствует, что он реально получает, что есть стабильность, работа, уверенность в завтрашнем дне.
- Скоро Новый год. У вас есть какие-то семейные традиции, как проводить ночь с 31 декабря на 1 января?
- Дома елку не ставим, у нас она растет во дворе, и мы ее наряжаем. А я как человек очень экономный хожу за женой и всюду выключаю свет, в том числе и гирлянду на елке.
Что касается традиций, они у нас такие же, как у всех: поздравить, сказать, что буду в следующем году более внимательным… У нас всегда больше ценилось Рождество. Вот на этот праздник я в детстве всегда ждал чуда. Мы садились всей семьей за стол, перед этим мать ставила нас на молитву. Теперь, когда мы собираемся семьей на праздники, то "Отче наш" читает жена.
- А в парламенте как поздравляют с Новым годом?
- Сотрудники Верховной Рады получили премии за счет экономии на заработных платах депутатов. Вы знаете, если депутат не регистрируется письменно, если не ходит на заседание комитета, то не табелируется. Это правило я ввел. И только с сентября 2011 года экономия таким образом составила около двух миллионов гривен.
- Кстати, о выборах. Вы довольны, что следующий парламент сформируют по сменной системе: 225 депутатов пройдут по партийным спискам и 225 – по мажоритарным округам?
- Это лучше чем было, но значительно хуже, чем должно быть. Система 50 на 50 даст возможность прорваться в парламент отдельным новым людям, в первую очередь, через округа. И если все будет штатно, то в 2017 году парламент у нас будет избираться исключительно по мажоритарному принципу. С этого периода нам следует ожидать поступательного развития Украины, поскольку будет прозрачное формирование Рады. Ведь какой парламент, такая и страна. Кстати, в 2017 году будет 100 лет революции. Это рубеж, после которого нас перестанет колотить. Я так думаю.
- Вы для себя определились, как будете избираться - по списку, округу? Проходной барьер пять процентов – это достаточно высоко.
- А почему вы решили, что меня привлекает Верховная Рада? Может, я хочу поработать на другом поприще. Все, что нужно знать в отношении парламентской деятельности, я уже изучил, поэтому никуда не тороплюсь. Когда проблема возникнет, тогда ее и решу. Я придерживаюсь мысли, что нужно просто работать, а не пытаться наперед выстелить себе дорожку. Будет, как будет, а будет, как Бог даст. Я – фаталист.