Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
23 апреля
Загрузить еще

Экспертный совет: Украине следует договариваться о газотранспортном консорциуме

Экспертный совет: Украине следует договариваться о газотранспортном консорциуме
Фото: В Экспертный совет вошли люди, посвятившие свою жизнь энергетической отрасли. Фото из архива «КП»

Один из вариантов обеспечения гарантированного объема транзита российского газа - объединение усилий поставщика, транзитера и потребителей для создания газотранспортного консорциума на базе украинской ГТС.

Задачей совета будет не только рассмотрение вопросов, связанных с модернизацией газотранспортной системы, но и разъяснение их населению. Совет состоит из людей, посвятивших свою жизнь энергетической отрасли, поэтому их экспертное мнение особенно ценное. К слову, свои решения члены совета будут принимать коллегиально - большинством голосов.

МОТИВИРОВАТЬ "ГАЗПРОМ" НЕОБХОДИМО!

Сегодня вопрос загрузки украинской газотранспортной системы стоит особенно остро из-за сооружения газопроводов в обход Украины. С запуском первой ветки газопровода "Северный поток" объемы транспортировки газа через Украину могут снизиться примерно на 20 процентов, а в случае реализации проекта "Южный поток" - еще на 30-40 процентов. Такое катастрофическое снижение объемов транзита через украинскую ГТС приведет к тому, что ее дальнейшая эксплуатация станет попросту нерентабельной.

- Нам нужно знать, какая будет загрузка ГТС, - говорит член Экспертного совета, экс-глава "Укртрансгаза" Ярослав Марчук. - Построен "Северный поток", который забрал из нашего коридора 10 млрд кубов, на подходе "Южный поток". В свое время мы транспортировали 120 млрд кубов, сегодня - порядка 90-92 млрд. Поэтому наша основная задача - мотивировать "Газпром", чтобы он максимально загрузил наш газопровод для подачи газа в Европу. А путей мотивации всего два: цена транзита и распределение прибылей. 

С коллегой полностью согласен генеральный директор ООО "Нефтегазстройинформатика" Леонид Униговский:

 - Нам нужно бороться за объемы транзита, за максимальную загрузку ГТС. И единственный путь для достижения этой цели - объединение усилий поставщиков продукции, транзитеров и потребителей. Сегодня мы с Россией в одной лодке: не будет газа - не будет транзита. Так что нужно договариваться.

Кстати, по оценкам экспертов наша газотранспортная система имеет огромные резервы. Учитывая, что мощность системы составляет 140 млрд кубов газа в год, можно сделать вывод: приблизительно треть ГТС простаивает.

БЕЗ МОДЕРНИЗАЦИИ НЕ ОБОЙТИСЬ

Эксперты утверждают: отечественная ГТС является уникальной, и тому есть несколько причин.

- Во-первых, она выполняет функции как внешнего, так и внутреннего транзита, - разъясняет экс-глава комитета по вопросам ТЭК Верховной Рады Украины Михаил Ковалко. - Во-вторых, система имеет подземные газохранилища. И, наконец, в-третьих, наша ГТС очень надежная: на протяжении всего времени существования она ни разу не давала сбоев.

Поэтому, подытожил эксперт, перед нами всеми стоит задача не только сохранить эту систему, но и модернизировать ее и загрузить. 

- Можно сказать, что сегодня украинская ГТС свою задачу выполняет, но техника не стоит на месте, - разъясняет Ярослав Марчук. - Такие объекты требуют модернизации, поэтому без иностранных инвестиций нам не обойтись.

Словом, нужно сделать все, чтобы переговорный процесс продолжился. При этом эксперты подчеркивают, что переговоры с Россией должны базироваться на государственных и экономических интересах, а не на политических - это основное правило. Кроме того, в переговорах должен принимать участие координационный орган, в который бы входили представители и поставщика, и транзитера, и потребителя.

- Нам надо отойти от политики и быть прагматиками, - резюмировал академик Национальной академии наук Украины, почетный директор Института газа НАН Украины Игорь Карп. - И перестать наконец воспринимать ГТС как символ независимости. У нас есть другие символы - металлургия или, скажем, агропромышленный комплекс. А что касается ГТС, то государство никогда не было ее эффективным собственником. 

КСТАТИ

Уровень износа украинской газотранспортной системы высокий. 49% магистральных газопроводов эксплуатируются свыше 30 лет, 32% - свыше 20 лет, 10% - свыше 15 лет. На компрессорных станциях ГТС 40% газотурбинных установок выработали назначенный ресурс.

По оценкам консалтинговой компании Mott MacDonald, реконструкция и модернизация украинской ГТС обойдется минимум в 4,8 млрд долларов за семь лет, а ДК "Укртрансгаз" оценивает ее в 5,3 млрд долларов.