25 ноября
Загрузить еще

Экс-председатель СБУ Игорь Смешко: "Амнистия капиталов" и "амнистия политиков" - вещи разные: первая, возможно, оздоровит экономику, вторая - губительна для государства"

Экс-председатель СБУ Игорь Смешко:
Фото: Экс-председатель СБУ Игорь Смешко

У Смешко - прямой и пронизывающий взгляд профессионального разведчика. Советские диссиденты описывали трюк, которому якобы учили в школе КГБ: смотреть собеседнику нужно на переносицу - тогда глаза не бегают и, кажется, прожигают насквозь - как рентген просвечивают всю подноготную. И я под взглядом экс-председателя СБУ невольно теряюсь, вспоминая рассказы про Андропова. Говорят, Юрий Владимирович мог напугать, только блеснув стеклами своих очков в роговой оправе.

Помню одно из немногих публичных выступлений Смешко - в Верховной Раде, в апреле 2004 года. Он тогда очень походил на Андропова, хотя сам, будучи военным разведчиком, никогда не служил в КГБ. Зал слушал его доклад о событиях вокруг выборов в Мукачево в тишине, лишь изредка прерываемой возгласами удивления. Почему-то информагентства распространили тогда лишь заявление Смешко о том, что руководители групп поддержки обеих кандидатов - и провластного, и оппозиционного - связаны с криминальным миром. А вот другие оценки тогдашнего председателя СБУ позабылись - о том, например, что события в Мукачево - прямая угроза нацбезопасности Украины и что они могут иметь более масштабное повторение... Смешко и сейчас говорит об угрозах нацбезопасности, и главная угроза, в его понимании, коррупция. Мы встретились с экс-председателем СБУ вскоре после того, как он вернулся из Брюсселя. Там проходил круглый стол на ту же тему - коррупция и рецепты борьбы с ней. 

ЗА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ НУЖНО  БОРОТЬСЯ

- Игорь Петрович, я так понимаю, разговор с европейскими парламентариями получился непростой. Там ведь считают, что у нас под маской борьбы с коррупцией происходят политические преследования…

- Общественное мнение, которое сейчас сформировалось на Западе, действительно, преимущественно не в пользу Украины. И дело не только в том, что против Украины ведутся информационные войны, о чем откровенно высказался один из участников круглого стола от Польши - Матеуш Пискорский. Очевидные просчеты в борьбе за общественное мнение допустила и украинская власть. Причем и за рубежом, и внутри страны.

Бывший глава федеральной разведывательной службы ФРГ Аугуст Ханнинг в недавней статье в одной из ведущих немецких газет прямо спрашивает, по сути, всю Европу: следует ли ставить отношения с Украиной в зависимость от судебного процесса, документов которого мы даже не видели? Однако подавляющее число западных СМИ априори видят в этом судебном процессе - над Тимошенко - лишь политическую мотивацию. Дескать, в Украине, в высоко коррумпированной стране с неустоявшейся демократией, после очередных президентских выборов на скамье подсудимых оказался основной оппонент избранного президента, причем именно по причине своей политической деятельности.

Еще Наполеон говорил о том, последнее слово всегда остается за общественным мнением. Борьба за общественное мнение, если по большому счету, - это прежде всего честная и пронародная политика правительства. Если же учитывать и неизбежно сопутствующие этому процессу факторы противоборства, то это и профессиональная работа соответствующих органов, обязанных упреждающе все просчитывать и предлагать власти пути противодействия враждебным информационно-пропагандистским кампаниям.

- Но разве дело только в общественном мнении? На Западе тоже вспыхивают коррупционные скандалы, бывают громкие процессы. Почему-то в них никто не видит политическую составляющую…

- Нужно говорить правду - разница есть. У нас и у них пока еще разные системы координат, в которых живут простые люди. Современная модель демократии - западноевропейская - формировалась столетиями. Были и революции, и эволюционные процессы, но сейчас это уже зрелые общества, с устойчивыми демократическими принципами и традициями. Разделение ветвей власти - на законодательную, исполнительную и судебную - там не только на бумаге. И контроль над каждой из этих ветвей власти, включая контроль гражданского общества, - не просто декларации. И что не менее важно, незапятнанная репутация, честь, доброе имя - это огромный капитал как в бизнесе, так тем более и в политике. У нас же пока все это - "декларации о намерениях"… 

Конечно, и у них есть коррупция. Ведь она стара как мир, еще со времен Древней Греции и Рима. Но если считать коррупцию "системным заболеванием государственного механизма и общества", то в Европе уже выработаны эффективные лекарства и методики его лечения. Победить коррупцию полностью, к сожалению, невозможно. Для этого надо сначала изменить внутреннюю природу человека, избавив его от врожденных пороков. Однако в развитых странах уже научились по крайней мере не выпускать это заболевание из латентного состояния. Если у них - это вирус, который иногда прогрессирует и дает рецидивы, то у нас - уже болезнь, грозящая умертвить само государство.

КОРРУПЦИЯ ИЗ-ЗА БЕДНОСТИ, БЕДНОСТЬ ИЗ-ЗА КОРРУПЦИИ

- Вы сравнили коррупцию с болезнью… Почему мы не можем использовать те же лекарства, которые применяют для борьбы с ней на Западе?

- Во-первых, как учит мировой опыт, для эффективной борьбы с коррупцией необходима политическая воля. Первоначально именно руководители всех ветвей государственной власти - исполнительной, законодательной и судебной - должны лично возглавить эту борьбу, включая планирование, координацию и контроль. Взяв на себя таким образом персональную ответственность за ее результаты. Пока в стране не утвердится мнение, что решение проблемы сдвинулось с места. 

Во-вторых, необходимо провести реформирование системы правоохранительных органов государства с исключением дублирования их функций в борьбе с коррупцией. На базе их специализированных подразделений по борьбе с коррупцией целесообразно создать единый национальный орган. 

Наконец, в-третьих, я не видел стран с низким уровнем социальной защиты, в которых коррупция побеждена или, вернее, взята под контроль. Эффективно бороться с ней становится возможно только тогда, когда в стране появляется мощный средний класс и рождается независимый Гражданин. С чувством собственного достоинства, а не с мыслью о том, где ему завтра найти работу, чтобы накормить семью. Отсюда - необходимость поддержки на государственном уровне формирования в стране мощного малого и среднего бизнеса и реально действующего гражданского общества. 

- То есть коррупция неистребима, пока в Украине существует бедность… 

- Пока существует массовая бедность, а госаппарат будет конвертировать свои рабочие места за счет надуманных ограничительных функций в сверхприбыли - борьба с коррупцией будет развиваться по драматическому сценарию. Как у нас…

- …И неизбежно будут возникать сомнения, как в случае с делом Тимошенко, что перед нами: политическое преследование или действительно антикоррупционный процесс… 

- Постараемся быть точными в определениях. Политические преследования и практика избирательного правосудия - это разные вещи. Политическое преследование - это когда обладающий властью пытается сделать преступником невиновного человека, представляющего для него политическую опасность. А избирательное правосудие - это когда закон применяется только к тем нарушителям, которые находятся в оппозиции к действующей власти. 

Можете спросить - что лучше: первое или второе? Для личности и государства - и первое, и второе плохо. Однако первое гораздо хуже второго. Ведь если первое - это новое преступление, то второе, пусть избирательно, но все-таки обеспечивает правосудие. Кроме того, создает прецедент. Предупреждая, в том числе и представителей действующей власти, что после ее смены за подобные правонарушения их ждет скамья подсудимых... 

К ТИМОШЕНКО ВСЕГДА БЫЛО МНОГО ВОПРОСОВ

- Из ваших слов следует, что Тимошенко виновна. По крайней мере лично вы ее считаете таковой… 

- Я не могу считать ее виновной или невиновной, это в конечном итоге  прерогатива суда. Однако мне уже приходилось говорить, что в 1997-2000 годах разведорган Украины, которым я руководил, по указанию президента Леонида Кучмы содействовал Генпрокуратуре в расследовании дел Лазаренко. Как известно, в конце концов он предстал перед судом в США и был признан виновным. К Юлии Владимировне было много вопросов, связанных с ее сотрудничеством с Лазаренко. Но в то время она имела статус народного депутата и не сотрудничала со следствием. В 2005 году дела против нее были закрыты. Противозаконно, как я считаю. 

В материалах американского дела против Лазаренко Юлия Тимошенко фигурирует как сообщница.

Мне также известно, что в настоящее время в суде федерального округа Колумбии рассматривается поданный в 2005 году иск властей США к Павлу Лазаренко о конфискации с его банковских счетов около 250 миллионов долларов. Так вот, в исковом заявлении и материалах этого, уже чисто американского дела, Юлия Тимошенко до настоящего времени фигурирует как сообщница Павла Лазаренко в его преступных махинациях…

- Вы говорите, к Тимошенко было много вопросов. Но кого ни возьми из успешных людей, делавших бизнес в 90-е годы, везде будут преступления, экономические - точно. Может, нам стоило бы перестать ворошить их прошлое? Провести тотальную амнистию "выходцев из 90-х"? 

- Вы имеете в виду практику "амнистии капиталов" с целью их возврата в страну? Мировая история знает подобные примеры для привлечения в экономику дополнительных инвестиций. Для Украины при правильном использовании это также может сыграть положительную роль.

Однако не следует и здесь путать разные вещи: "амнистию капиталов" и "амнистию политиков". Первая, возможно, оздоровит экономику, вторая - губительна для государства. В конце концов нечестный бизнесмен рискует лишь своими капиталами, своей собственной репутацией и судьбой своих близких. Политики же по большому счету ответственны за судьбу государства и целого народа...

Фото ИПС и УНИАН. 

ИЗ ДОСЬЕ "КП" 

Смешко Игорь Петрович родился 17 августа 1955 года в городе Христиновка Черкасской области.

После школы поступил в Киевское высшее зенитно-ракетное инженерное училище имени Кирова, после окончания которого служил в армии. 

С 1997 по 2000-й - начальникик Главного управления разведки Министерства обороны Украины. Следующие два года провел в Женеве в должности атташе по вопросам обороны. С 2003 года - первый заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины. 

С августа 2003 по февраль 2005 года - глава Службы безопасности Украины, член Совета национальной безопасности и обороны Украины. 12.12.2005 уволен с военной службы в звании генерал-полковника.