21 ноября
Загрузить еще

Распуская Раду, Президент действовал по Конституции?

Распуская Раду, Президент действовал по Конституции?

Итак, в понедельник Виктор Ющенко распустил парламент и объявил досрочные выборы. В ночь на вторник депутаты отказались «распускаться», считая, что глава государства действует вопреки Конституции. Они даже обратились в Конституционный суд (КС), чтобы тот дал оценку действиям Президента. Дальнейшее развитие событий показывает, что судьи не хотят брать ответственность на себя – глава КС подал в отставку, коллегия судей ее не удовлетворила, а потом появилась информация, что суду понадобится не менее двух месяцев для того, чтобы принять решение по указу Президента. Ждать так долго мы не можем, поэтому попробуем сами проанализировать законность указа главы государства.

Гадание на Конституции

В своем обращении Президент заявил, что распустил парламент по той причине, что коалиция формировалась не на основе депутатских фракций, а на основе индивидуального и группового членства отдельных депутатов. По его мнению, это противоречит Конституции.

В свою очередь спикер Верховной Рады Александр Мороз заявляет, что указ Президента противоречит Конституции. Спикер утверждает, что тот имеет право распустить ВР только на основании статьи 90 Конституции Украины.

Открываем Конституцию. В статье 90 описаны все причины, по которым президент имеет право распустить парламент. Среди них пункта о принципах формирования коалиции действительно нет, зато есть пункт о формировании правительства. Но стоит вспомнить, что нынешнее правительство было сформировано с опозданием на 10 дней (см. Хронологию событий). И формальный повод распустить парламент у Президента все-таки имеется, ведь в Конституции нет ни слова о том, что он должен это сделать немедленно после того, как истек срок, отведенный на формирование Кабмина.

Наверняка этим аргументом и воспользуются представители Виктора Ющенко в Конституционном суде, когда будут отстаивать законность решения главы государства.

Хронология событий

25.05.2006. На первом заседании Верховной Рады 5-го созыва исполняющий обязанности премьер-министра Юрий Ехануров зачитал заявление правительства о сложении своих полномочий.

11.07.2006. Официально объявлено о распаде "оранжевой коалиции" и создании нового большинства из Партии регионов, коммунистов и социалистов. Виктор Янукович выдвинут новой коалицией кандидатом на пост премьера. У Президента есть время на раздумья до 25 июля.

25.07.2006. Истекает 60 дней со дня отставки правительства Юрия Еханурова. Президент не внес кандидатуру Януковича в парламент.

27.07.2006. Состоялся первый общенациональный круглый стол по обсуждению Универсала национального единства.

03.08.2007. Состоялся второй общенациональный круглый стол, на котором Универсал был подписан. Виктор Ющенко вносит на утверждение Верховной Рады кандидатуру Виктора Януковича на пост премьер-министра.

04.08.2006. Верховная Рада Украины утвердила Виктора Януковича на пост премьер- министра. В этот же день депутаты утверждают всех министров, формируя персональный состав Кабмина, как того требует Конституция.

Итого: вместо 60, прошло 70 дней.

СПРАВКА «КП»

Статья 90 Конституции Украины:

Президент Украины имеет право досрочно остановить полномочия Верховной Рады Украины, если:

  1. на протяжении месяца в Верховной Раде Украины не сформирована коалиция депутатских фракций соответственно статье 83 этой Конституции;
  2. на протяжении шестидесяти дней после отставки Кабинета министров Украины не сформирован персональный состав Кабинета министров Украины;
  3. на протяжении тридцати дней одной очередной сессии пленарные заседания не могут начаться.

Вспомнит ли Ющенко о задержке с назначением Кабмина?

МНЕНИЕ «ЗА»

проф. Алексей ГАРАНЬ, научный директор Школы политической аналитики Киево-Могилянской академии
Корень проблемы - в узурпации власти коалицией и игнорировании нормы об императивном мандате. Но распускать Раду из-за этого нельзя, значит, придется искать формальный повод – в роли такового и выступает 90-я статья. Я думаю, Президент не преминет воспользоваться этим поводом.
Дальше – больше. После того как Кабмин уже начал работать, ряд министров не сложил свои депутатские полномочия. А это - прямое нарушение Конституции, и оппозиция вполне может обратиться в Конституционный суд по этому поводу.

МНЕНИЕ «ПРОТИВ»


Василий СТОЯКИН, политолог, Киевский центр политических исследований и конфликтологии

Законы снова переворачивают с ног на голову: Конституция должна разрешать кризисы, а не создавать их, пусть даже в угоду такой красивой женщине, как Юлия Тимошенко. Статье 90 «положено» работать, если парламент тянет с созданием коалиции, а также - если он по каким-то причинам не может начать работу. Например, если - не дай бог - произошла авиакатастрофа, в которой погибло много депутатов. А получается, что президент может придираться, когда ему только захочется, даже по прошествии восьми месяцев.