Человека нельзя обвинить в преступлении, отталкиваясь от информации, полученной незаконным способом, - таково решение Конституционного суда. Прояснить ситуацию с сомнительными доказательствами СБУ попросила судей еще в июле этого года.
Постановление КС гласит, что собирать, проверять и оценивать любые доказательства можно только "в порядке, предусмотренном законом". Более того, в выводах говорится, что "обвинение не может строиться на фактических данных... полученных путем совершения целенаправленных действий по их сбору и фиксации... лицом, не уполномоченным на совершение такой деятельности".
Это решение вызвало большой резонанс - ведь обвинение в "деле Гонгадзе" строится на записях, которые экс-майор Госохраны Николай Мельниченко делал в 2000 году негласно в президентских апартаментах. Уполномочен на такую деятельность он не был, следовательно, дело, возбужденное против Леонида Кучмы, может развалиться.
- О том, что пленки Мельниченко не могут рассматриваться судом, мы говорили изначально. Они смонтированы, сфальсифицированы и даже по Конституции не должны рассматриваться как доказательство, - считает адвокат Леонида Кучмы Виктор Петруненко. - Но решение о статусе вещдоков должен принимать следователь, а досудебное следствие еще не закончено…
О том, что пленки Мельниченко получили статус вещдока, заместитель генпрокурора Ренат Кузьмин сообщил еще в конце марта. Стало быть, надежды защитников Кучмы связаны с тем, что ГПУ отменит статус записей.
Иная позиция - у адвокатов Николая Мельниченко. Как рассказал "КП" юрист экс-майора Павел Сычев, речь в постановлении Конституционного суда идет лишь о тех вещдоках, которые добывают в Генпрокуратуре.
- Следователь добыл доказательства, изъяв их у Николая Ивановича (Мельниченко. - Авт.), при этом законность процедуры была соблюдена. И точка! А то, что сам Мельниченко делал записи вне процессуального порядка, значения не имеет - ведь нормы Уголовно-процессуального кодекса к его действиям отношения не имеют, - сказал адвокат экс-майора.
Сычев приводит в пример запись камер наблюдения в офисе или банке: она также не регламентируется УПК, но если происходит ограбление, следователь изымает запись и использует ее в качестве вещественного доказательства.
Точку в споре поставит суд, причем произойдет это не раньше Нового года. По словам Виктора Петруненко, Леонид Кучма и оба его адвоката ходят знакомиться с материалами следствия по графику, согласованному с ГПУ. Всего в деле Кучмы около 100 томов, и за два месяца экс-президент уже прочитал треть от этого объема.