Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

В детском доме за два года умерли 27 воспитанников

В детском доме за два года умерли 27 воспитанников
Фото: Умерших детей хоронят в поселке Красный Яр, на кладбище, все интернатские памятники - голубого цвета, их здесь 19 Фото: Лариса МАКСИМЕНКО
Жуткие факты вскрыла прокурорская проверка, проведенная в детском доме-интернате в Мысках Кемеровской области России. Здесь живут больные дети, среди которых есть ребятишки с тяжелой степенью ДЦП, в том числе и лежачие. За два с половиной года в интернате умерли 27 воспитанников из 285. В 2009 году - 9 детей, в 2010-м - 15, в 2011-м - 3. Одной из причин смерти больных ребятишек назвали нехватку персонала и, как следствие, плохой уход за воспитанниками.- У некоторых детей было обнаружено крайнее истощение, - рассказала помощник прокурора по Кемеровской области по связям со СМИ Елена Тушкевич. - А несвоевременная медпомощь привела к появлению пролежней и опрелостей.
 
В отношении директора интерната Игоря Скуратова возбудили уголовное дело по статье "халатность, повлекшая смерть двух и более лиц".
 
Проверка выявила и то, что за три последних года с личных расчетных счетов 26 воспитанников дома-интерната исчезли 670 тысяч рублей. От 15 до 65 тысяч рублей с каждого счета. Эти деньги были потрачены на нужды интерната, а часть передана в дар учреждению. И в отношении директора возбудили и второе уголовное дело - за превышение должностных полномочий.
 
Чтобы выяснить, что же произошло, наш корреспондент отправился в ставший печально известным детский дом.
 
С виду обычный детдом
 
Маленький городок Мыски расположился на берегу реки, окружен горами и тонет в тайге. Небольшая гидроэлектростанция, птицефабрика, вот и все, что здесь есть из "стратегических" объектов. Затаившийся на краю города, среди обветшалых пятиэтажек, интернат к таковым вряд ли отнесешь. Два корпуса розового цвета, вылинявшего под сибирскими дождями, - за высоким забором. У многих здешних обитателей - детский церебральный паралич, названия болезней других такие сложные, что занимают в медкарте несколько строчек. Не все родители были готовы к тому, чтобы ухаживать за такими детьми. Так эти мальчики и девочки оказались в детском доме.
 
На втором этаже здания расположился компьютерный класс с техникой фирмы Apple Фото: Лариса МАКСИМЕНКО
 
Входы-выходы на территорию детдома надежно охраняются, за запертой калиткой наблюдает охранник. Однако нас пропустили без проблем, и захваченное врасплох руководство детдома разрешило нам посетить корпус.
 
Настроившись на печальную волну недавними разоблачениями, идем по коридору и с удивлением смотрим на все. На верхнем этаже располагаются детские спаленки с белыми кроватками. В игровых комнатах - игрушки. В классах - компьютеры. И не какие-нибудь, а Apple! Чисто. По этажу разносятся аппетитные кухонные запахи: борща и каши… За окном видно ребятишек, которые гоняют по двору на роликах. Обычная жизнь обычного детдома.
 
Но разговаривать сотрудники не настроены. Прячут глаза и бормочут:
 
- Нам комментировать не положено.
 
- Но у вас здесь умерли малыши, - не сдаемся мы. - Они голодали?
 
- Нет! - забыв про запреты, горячась, говорят нам. - Они или не могли, или не хотели есть. Мы их кормили, как могли…
 
"Люди работали на износ, но дети умирали…"
 
На первом этаже уже другая картина. Половина корпуса - нечто вроде хосписа. В палатах стоят по 9 - 11 кроваток, хотя, как говорят нам и сами сотрудники, положено всего по 7 - 8. В отделении милосердия находятся дети с тяжелыми нарушениями центральной нервной системы, которые не могут сами за собой ухаживать. Здесь чувствуешь себя, как в больнице. И даже цветное белье и одеяла на кроватях ребятишек не в силах избавить от гнетущего ощущения безнадежности. Именно здесь и умерли все те дети, в смерти которых теперь пытаются разобраться следователи.
 
Дети с огромными головами (с диагнозом гидроцефалия) - есть в каждой палапте отделения милосердия Фото: Лариса МАКСИМЕНКО
 
Сотрудники детдома нам говорят, что все произошло из-за того, что в 2009 году решили закрыть такой же детский дом в Березовском. Там нашли нарушения противопожарной безопасности. Воспитанников решили распределить по другим детским домам в области.
 
- Мы готовились к Новому году. Дети делали игрушки, в группах ставили елки, - вспоминает Ольга Герасимова, диетсестра. - И вдруг нам говорят, что привезут еще детей. 111 человек. Мы стали аврально готовиться к встрече. Палат не хватало - отдали под них медкабинеты, другие помещения. Поставили дополнительные коечки в палатах. Количество детей в детдоме сразу выросло, считай, на треть…
 
- Если бы не расформировали Березовский детдом, не было бы ни у нас взлета смертности, и эти дети, возможно, были бы живы, - вздыхает и.о. директора Мысковского детдома Алексей Пономарев. - Мы не то что не справились - люди работали на износ. Но дети умирали…
 
Сюда везли тяжелых ребятишек из переполненных детдомов
 
С самим теперь бывшим директором Игорем Скуратовым нам встретиться не удалось, но вот что он рассказал нам по телефону:
 
- Дети у нас умирали и раньше, но по три-четыре человека в год, не больше. А тогда к нам привезли тяжелых ребятишек из переполненных детских домов, в том числе и из Березовского, который тогда расформировали, - объясняет уже бывший директор Игорь Скуратов. - Были даже такие ребятишки, которых привозили на реанимобиле. А ведь таким детям требуется квалифицированный медицинский уход, и они должны находиться в больницах. Я говорил департаменту соцзащиты: "Вы что делаете?" А мне в ответ, что это только на пару лет. И вот что в итоге получилось. Спросили мы у Игоря Скуратова и об исчезнувших у воспитанников деньгах. Но все обвинения в свой адрес он тут же отмел:
 
- Воспитанники, достигшие совершеннолетия, могут распоряжаться средствами по своему усмотрению. И они просто оставляли интернату подарки на память о себе: телевизор, шторы или еще что-то нужное для группы. Ведь многие жили у нас по полтора десятка лет.
 
На втором этаже течет обычная жизнь. Фото: Лариса МАКСИМЕНКО
 
Необходим был второй ужин?
 
Походив по интернату, поговорив с сотрудниками, мы для себя так и не ответили на вопрос, почему так случилось. И попросили помочь разобраться в этом главного педиатра Мысков Галину Чусовитину.
 
Она нам пояснила, что этот детдом-интернат хоть и закрытого типа, но все же городских врачей в свою жизнь время от времени впускал.
 
- Мы изучали, почему там растет смертность, - говорит Галина Чусовитина, - Знали, что дали рост приезжие тяжелые дети. По всем показаниям они должны были умереть в тот год. Спасти их было невозможно. Если бы был в Кузбассе хоть один детский хоспис, их нужно было бы перевезти туда. Но хосписа нет, и детей привезли в Мыски. Дети умерли от "своих" болезней, так показало вскрытие. Несколько ребятишек были истощены. Но не из-за того, что их заморили голодом. А потому что из-за болезней они ели, но ничего не усваивалось. Мы рекомендовали ввести второй ужин и в течение дня прикармливать, допаивать молочной смесью. Несколько раз это делали. Потом, возможно, из-за дороговизны, ведь банка нужной смеси стоит 500 рублей, а на прикорм нужно 3 банки в месяц малышу, детдом перестал это делать.
 
Теперь, после прокурорской проверки, второй ужин ввели.
 
Сейчас расследованием этого дела занимаются следователи.
 
- Будет проведена комплексная экспертиза, которая должна показать, что явилось причиной смерти несовершеннолетних - халатное отношение должностных лиц к своим обязанностям либо врожденные недостатки физического состояния детей, - сказала нам представитель СК РФ по Кемеровской области Надежда Ананьева.
 
Комментарий правозащитника
 
С этим детским домом проблемы были и раньше
 
- С Мысковским детским домом-интернатом ранее были проблемы, но только с социальным сопровождением, - сообщил Дмитрий Кислицын, уполномоченный по правам ребенка в Кемеровской области. - О высокой смертности нам никто не сообщал, да и жаловаться некому: большая часть находящихся там ребятишек - это отказники, потому что у них слишком тяжелые диагнозы. Результатов прокурорской проверки я еще не видел, поэтому об этой истории я узнал вместе со всеми кузбассовцами.