21 ноября
Загрузить еще

Юля в тюрьме: как дальше жить?

Юля в тюрьме: как дальше жить?
Фото: Если приговор Тимошенко останется в силе, наша история непредсказуемо изменится, уверены эксперты.

Почему плохо будет всем

- Любая точка зрения имеет право на существование. Но случившееся с экс-премьером плохо для всех нас без исключения, - уверен директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев. - Это нарушает не только основы демократии, поскольку суд сомнительный, а еще и равновесие сил в украинской политике. 

Главное преимущество демократии - конкуренция. Если реклама - двигатель торговли, то конкуренция - двигатель прогресса, подмечает Карасев. Не будь Стива Джобса, у Билла Гейтса (компания Microsoft) не было бы стимула создавать Windows такой, какая она есть сейчас. Скорее всего, мы все еще управляли бы компьютером с помощью командной строки. 

В Туркмении - один оператор мобильной связи, поэтому там она плохая и стоит дорого. В Украине - иначе, потому что есть конкуренция. Зато в железнодорожных перевозках - монополия, вот и цена билетов растет неуклонно. 

- То же самое и в политике. Когда нет конкуренции - нет развития. Нет борьбы идей - идет монополизация власти, а не ее  демократизация, - говорит Карасев. - В наших условиях, когда нет независимого суда, политическая конкуренция - единственный способ защитить бизнес, гражданские права. Это даже защита от беспредела жэков! Если тебя выселяют из квартиры, то к кому идти жаловаться? Раньше можно было пойти к Тимошенко, теперь куда?  Некуда… 

Рожки да ножки вместо оппозиции

До 11 октября 2011 года - дня приговора - в Украине де-факто существовала двухпартийная система, борьба между двумя концепциями управления экономикой и развитием страны. Так же во всем мире, где есть консерваторы и либералы. 

Партия консерваторов - сила, ориентированная на крупный капитал. У нас это Партия регионов, у которой избиратели на востоке и юге и там же центры крупной промышленности, а значит, их, избирателей, рабочие места. 

Партия либералов - это вся наша разношерстная оппозиция. Она ориентирована на средний и мелкий бизнес, и за нее голосуют те, кто хочет больше экономических свобод именно для этой категории, пусть даже в ущерб промышленности, наполняющей бюджет. 

- Голосование за эти две идеологии проходит по линии Днепра, хотя это не повод для раскола страны, - отмечает "КП" политтехнолог Виталий Бала. - Пусть никто себя не тешит надеждами. Двухпартийная система - устоявшаяся форма в цивилизованных странах. 

 

Власть некому бить по рукам 

- Нынешняя власть очень хочет распылить оппозицию, поскольку тогда не будет противовесов, - заявил "КП" политический аналитик Института евроатлантического сотрудничества Владимир Горбач. - И уголовный срок для Тимошенко - это один из способов этого распыления, хотя к добру он не приведет. 

Каравай "Упекли". Так знаменитый дизайнер Артемий Лебедев откликнулся на решение Печерского суда. 

Такое в украинской политике уже было. Когда в 1999 году погиб Вячеслав Чорновил, то у Леонида Кучмы не осталось конкурента на выборах и он во второй раз стал главой государства. Националистические партии потеряли интерес к президенту - стали бороться за лидерство в Рухе. А в левое крыло сумятицу внесла Наталья Витренко, поскольку и социалисты, и коммунисты больше боролись с ней, чем с прямыми оппонентами. 

- Сейчас в стране тоже нет сильной оппозиции - только такие фрики, как Олег Ляшко и партии с очень маленьким рейтингом. Они не могут быть противовесом власти, - считает Карасев. - И поэтому чиновники себя чувствуют свободно. 

Хочется вертолетную площадку в центре Киева - пожалуйста. Нужно урезать льготы "афганцам", чтобы не урезать их чиновникам, - получите-распишитесь. Повысили налоги для частных предпринимателей (мелкий бизнес), но не ввели налог на роскошь. Что тут сказать - "Всякая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно" (слова принадлежат английскому историку лорду Эктону. - Авт.). 

- Но вы помните, чем эта свобода закончилась для Кучмы? - спросил Карасев. - Революцией в 2004 году. 

Повторится ли революция? 

- Знаете, действия, которые власти совершили против Юлии Тимошенко и Юрия Луценко, - это медвежья услуга для них самих, - уверен Бала. - В обществе всегда есть два полюса: власть и ее противовес. Нынешним приговором власть подхлестнула протестный электорат, как когда-то его подхлестнул Кучма. Ведь оранжевая революция возникла не на ровном месте, а из-за того, что в течение пяти лет государство пренебрегало мнением населения и само себя развращало.   

При этом "российский сценарий" со сверхпрезидентом у нас не пройдет. Нет у нас таких стимулов, способных консолидировать нацию, как внешняя угроза, например… 

И если нынешнее руководство действительно хочет спокойно досидеть до президентских выборов, то нужно делать выводы. 

Власть, не скованная оппозицией, сама доведет себя до новой оранжевой революции. Если не хуже. 

В 2004 году нынешняя команда как раз и споткнулась об это обманчивое ощущение полной власти. Пока Тимошенко в тюрьме, власть обречена снова наступить на те же грабли. 

P.S. Справедливости ради надо отметить, что, конечно, возникшая ситуация - всего лишь проблема роста. Расправа с оппозицией, безрассудное поведение властей  свойственно молодым демократиям. Запад возмущается ситуацией с Тимошенко, потому что забыл, что творилось в европейских странах 300 лет назад. Тогда противников власти отправляли не в тюрьмы, а на гильотину. И опять же вопрос: а что было бы с нынешней властью, если бы не они, а Юлия Владимировна выиграла минувшие президентские выборы?

КСТАТИ

Правда, встают женщины по звонку в 5.30, еда - по расписанию, два раза в день - построение на плацу для проверки. Одеваются зэчки в серые халаты и синие куртки, под ними - свитерки и юбки-брюки темных расцветок, никаких белых платьев, которые любила надевать Тимошенко на воле. Но женщины и здесь остаются женщинами - красятся (помада и тушь - разрешенный в колонии минимум косметики), смотрят сериалы, читают глянцевые журналы и дамские романы…