12 ноября
Загрузить еще

На кремлевских приемах коньяк заменяли отваром шиповника

На кремлевских приемах коньяк заменяли отваром шиповника
Фото: Трапезы у партбоссов совсем не походили на обед в заводской столовке.

На то они и небожители, чтобы питаться как-то особенно. Не нектаром, конечно, из райских садов, но уж точно не ассортиментом советских универсамов. О тонкостях и секретах спецкухни для избранных, а также личных гастрономических пристрастиях руководителей СССР мы расспросили президента Межрегиональной ассоциации кулинаров России Виктора Беляева, который 32 года кормил кремлевских обитателей и их зарубежных гостей.

- Виктор Борисович, вы наверняка можете перечислить всех членов Политбюро поименно. Что любили они все без исключения? Вот так чтобы приходили и говорили: мне сто грамм и... что?

- Огурчик. Летом - малосольный, зимой - соленый.

- Как-то слишком просто. Неужели не было никаких изысков? Чем, например, потчевали на завтрак Брежнева?

- Леонид Ильич был в еде очень прост: яичные блюда, творожные, жареный хлебушек, мед, варенье, чай. 

- А как вообще попадают работать в Кремль?

- По объявлению, конечно, туда не набирают. Мы попадали чисто случайно или по знакомству. Ну, допустим, офицеры КГБ работают в Кремле или там командир полка кремлевского...

- А его жена становится поваром, понятно…

- Да. А я лично попал чисто случайно, потому что работал в "Праге". Была такая система: в лучших ресторанах были аттестованные повара и официанты с метрдотелями - так называемая спецгруппа Кремля. И вот они приезжали на крупные мероприятия, которые проводились в Кремле.

- А откуда брали деликатесы для кремлевского стола?

- Из спеццехов, они существовали на всех заводах во всех республиках. На правительственных приемах было все: и рыбная деликатесная группа, и икра, и окорока, и буженина.

- А иностранцы, видимо, привозили своих поваров?

- Не все... Например, был такой генеральный секретарь Компартии Лаоса Кейсон Фомвихан. С ним были два повара, потому что готовить этому человеку было очень сложно.

Никсон после вкусного обеда даже пожелал сфотографироваться с поваром Кремля.

 

- Привереда был?

- Другое. Горничная, которая убирала его апартаменты, приходит и говорит: надо туда врачей направить, там какой-то запах непонятный, просто тухлятина. Пошли разбираться. А у него под кроватью стоят клетки с яйцами, которые уже покрылись сероводородом. Оказалось, что товарищ Фомвихан четыре таких яйца за раз выпивает.

Никсона я кормил. С ним интересная история была. У нас в особняке на Ленинских горах (там принимали иностранные делегации) существовала граница Советского Союза - это металлическая дверь, за которую заходить было нельзя.

- И вы запрет нарушали...

- Нет, первым нарушил Никсон в марте 87-го года. Он тогда уже не работал президентом, но приехал в Москву. Мы приготовили телятину, 15 закусок. Каждая была по-особому украшена, на скатерти с советскими гербами это смотрелось как произведение искусства. А Никсон открыл железную дверь, пришел на кухню и спросил, кто шеф. Лично пришел поблагодарить. Для нас это было действительно поднятием "железного занавеса".

- Откройте секрет. Как  советские деятели пили на приемах и не пьянели?

- На приемах ставился молдавский коньяк "Белый аист", он был самый хороший. И вот ставилась  большая бутылка коньяка, а рядом - еще одна, особая. И мы делали отвар шиповника, похожий по цвету, для блеска туда еще лимончик выдавливали.

- Каких-то особых таблеток не выдавали?

- Не было никакой "кремлевской таблетки", все это выдумки.