Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
28 марта
Загрузить еще

Из расшифровки разговоров экипажа упавшего под Ярославлем Як-42 следует: Пилоты забыли расстопорить рули высоты

Из расшифровки разговоров экипажа упавшего под Ярославлем Як-42 следует: Пилоты забыли расстопорить рули высоты
Фото: Фото РЕЙТЕР.

Спустя полторы недели после авиакатастрофы под Ярославлем, в результате которой погибли 44 человека, в распоряжении СМИ оказалась частичная расшифровка магнитофонной записи разговоров экипажа Як-42. Последние 40 секунд полета. Телеканал "Вести 24", получивший эту расшифровку, не обладает официальным подтверждением ее подлинности, однако многие эксперты сходятся во мнении: "Это та самая запись".

О чем говорят пилоты и какие выводы можно сделать из слов членов экипажа? "Комсомолка" задала эти вопросы заслуженному летчику-испытателю, Герою России Анатолию Кнышову (А. К.).

- Этот фрагмент расшифровки - запись команд экипажа сразу после того, как диспетчер разрешил им взлет и они стоят еще на тормозах, - уточняет наш специалист. - Конечно, точная причина крушения станет ясна только после прослушивания первых 15 минут расшифровки речевых самописцев...

Командир: …74, 76.

Бортинженер: 74, 76.

Комментарий А. К.: - 74, 76 - параметры режима двигателя. Пилоты готовятся к взлету. Выруливает сам командир.

Командир: Время, фары. Взлетаем, рубеж - 190.

Комментарий А. К.: - Начало разбега. Командир напоминает скорость: 190. Это так называемая "точка принятия решения". Если до 190 произойдет отказ систем или двигателя, экипаж обязан остановиться.

Командир: Три, четыре, пять, "номинал".

Комментарий А. К.: - Три секунды - это то время, через которое двигатель выйдет на номинальный режим (режим полной нефорсированной тяги двигателей. - Ред.). И летают на "номинале" очень редко, когда самолет пустой, незагруженный. Все загруженные самолеты взлетают на взлетном режиме (режим работы двигателя, обеспечивающий максимальную мощность и тяговое усилие. - Ред.).

Бортинженер: На номинальном.

Комментарий А. К.: - Все, они взлетают, они уже в разбеге.

Бортинженер: Скорость растет. Параметры в норме. 130, 150, 170, 190, 210.

Комментарий А. К.: - От начала разбега прошло уже секунд 6 - 8. Проходит скорость 190, никакой дополнительной информации нет. Значит, никакого отказа систем и двигателей нет. 210 - это почти скорость отрыва.

Командир: Взлетный.

Комментарий А. К.: - Почему он дает взлетный режим так поздно - непонятно. Изначально был номинальный режим, но неожиданно командир меняет его на взлетный. У нас нет предварительной информации. Обычно о режиме договариваются еще на стоянке самолета. Это не должно быть решено в процессе взлета.

Бортинженер: 220, 230.

Комментарий А. К.: - Это уже скорость отрыва. Командир должен взять штурвал на себя. И самолет обычно легко отрывается на этой скорости.

Второй пилот: Наверное, стабилизатор.

Комментарий А. К.: - Скорее всего, не взят штурвал на себя. Или штурвал не идет. На скорости 230 самолет оторвется моментально. Но он отрывается лишь слегка. Почему? Думаю, что-то произошло с продольным органом управления - стабилизатором и рулями высоты. Вероятно, застопорены рули высоты. Они не дают выправить самолет для взлета под нужным углом. Рули стопорят, когда самолет стоит на стоянке, так как от порывов ветра они могут сломаться. В этом состоянии они неуправляемы.

Командир: Взлетный, взлетный, стабилизатор.

Второй пилот: Что ты делаешь?

Комментарий А. К.: - Я не понимаю, кому второй пилот это сказал? Бортинженеру или командиру? Возможно, они пытались исправить ситуацию. Вероятно, командир потянулся для того, чтобы расстопорить рули.

Командир: Взлетный.

Бортинженер: Взлетный.

Командир: (нецензурно).

Второй пилот: Андрюха!

Комментарий А. К.: - Секунда до крушения, сделать ничего уже нельзя. Борт гибнет…

Напомним, Межгосударственный авиационный комитет дозированно озвучивал первые результаты экспертизы "черных ящиков" Як-42. По данным расшифровок, самолет был полностью исправен. Все приборы работали в штатном режиме. Двигатели работали до момента столкновения с землей.

Кроме того, Минтранс признал несостоятельной очередную версию о забытом стояночном тормозе, который якобы не позволил набрать достаточную для безопасного взлета скорость.

- На полосе следов торможения не было (главный признак неотключенного стояночного тормоза. - Авт.), старт был почти от торца, самолет пробежал 2850 метров, - заявил замминистра транспорта Валерий Окулов.

Каждый день к месту трагедии приходит кто-нибудь из родственников погибших. Фото Анатолия ЖДАНОВА.

ЕЩЕ ВЕРСИЯ 

Самолет разбился из-за "ссоры" экипажа 

Никита МИРОНОВ

Второй пилот решил прекратить взлет, а командир экипажа - настаивал. 

Межгосударственный авиационный комитет обнародовал некоторые данные расследования авиакатастрофы под Ярославлем.

"Отрыва самолета от взлетно-посадочной полосы не произошло. Согласно крокам (схемам. - Ред.) места происшествия, фактический отрыв самолета произошел на удалении 400 метров за выходным торцом взлетно-посадочной полосы, - сказано в сообщении МАК. - Несмотря на выход двигателей на взлетный режим, темп роста скорости существенно замедлился. Но все двигатели до столкновения с землей работали нормально".

Расшифровать это сообщение мы попросили летчика-испытателя, пилота 1-го класса Владимира Герасимова.

- Як-42 выехал на так называемую концевую полосу безопасности, которая есть в начале и конце каждой взлетки, - пояснил эксперт. - То есть вместо 800 метров, которые достаточно проехать перед взлетом, он проехал почти 3 километра и взлетал уже не с бетона, а с травы.

- Это опасно?

- Не всегда. Но в любом случае меняется угол набора высоты, и самолет гипотетически может зацепить какой-то объект, находящийся у него на пути. Что в общем-то и произошло.

- Но почему самолет разбегался так долго? Что ему мешало взлететь сразу?

- Подозреваю, что было нарушено взаимодействие между членами экипажа. Уже в ходе разбега по взлетно-посадочной полосе возникло какое-то препятствие к взлету. И один член экипажа решил взлет прекратить, а другой - продолжить.

Летчик-испытатель Александр Акименков согласен с этой версией и дополняет ее.

- По всей видимости, дело в стабилизаторе. Когда самолет начал разгоняться, он просто был не выпущен, т. е. не готов к взлету. Именно поэтому в кабине, судя по расшифровке "черных ящиков", возникает шум и повторяется слово "стабилизатор". Второй пилот принял совершенно правильное решение: взлет прекратить. И уменьшил обороты двигателя. Самолет, естественно, потерял скорость. Но командир экипажа, по всей видимости, принял решение все-таки взлетать и вновь дал полный газ. Параллельно он выпускал стабилизатор. А это, между прочим, дело не быстрое. Вот самолет и катился по земле так долго.

- Но когда оторвались, самолет был в порядке, он мог нормально набирать высоту?

- Думаю, что да. Но тут он врезается в антенну. Само по себе это несмертельно. Самолет мог разбить фюзеляж, мог даже кто-то пострадать в кабине, но столкновение с антенной не могло стать причиной катастрофы.

- Почему?

- Антенна - тоненькая, это не Останкинская телебашня, сбил и лети дальше. Такие случаи бывали, и не раз. Но этот злополучный штырь, подозреваю, сильно ударил по психике экипажа. "Нервный" взлет, столкновение с антенной, пилоты, думаю, были в серьезном стрессе и предприняли какие-то неадекватные действия, которые и привели к падению. 

КСТАТИ

27 августа 1966 года из-за подобной ошибки разбился пассажирский самолет Ил-18В. Дело было под Архангельском. Командир экипажа, готовясь к взлету и зачитывая по памятке (так называемой "контрольной карте"), что нужно сделать, пропустил пункт об отключении механизма стопорения руля высоты. Это выяснилось во время разгона. Вместо того чтобы срочно прекратить взлет, экипаж попытался расстопорить руль. Самолет выкатился со взлетки. Правая опора шасси сбила сигнальный фонарь и треснула. Самолет налетел еще на несколько строений и загорелся. Пожар успели потушить, экипаж и пассажиров - 110 человек - срочно эвакуировали. Тогда, к счастью, никто не пострадал, а вот самолет восстановлению уже не подлежал.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ 

"Весь экипаж не мог забыть про стопор" 

Виктор ТИМОШКИН, эксперт по авиационным происшествиям

- Cитуация с рулями высоты могла произойти только в том случае, если бы в кабине самолета сидели дилетанты. Ведь согласно летной инструкции, так называемой "молитвы пилота", прежде чем начать полет, один из членов экипажа, чаще всего бортмеханик, зачитывает алгоритм действий. "Снять ручной тормоз". - "Сделано". - "Отжать стопор руля высоты". - "Сделано". Кроме того, перед командиром экипажа - приборы, где на тот случай, если что-то не выполнили, будут гореть лампочки и идти предупреждающие звуковые сигналы. Получается, Як-42 запустил двигатели, вырулил на взлетную позицию, а все (!) члены экипажа не отреагировали на то, что им приборы подают сигнал "Стопор не снят". Маловероятно. Речи о том, что экипаж мог проигнорировать инструкцию, потому что частный, быть не может. Вероятно, произошла все-таки техническая ошибка, в которой еще предстоит разобраться специалистам.

Записала Ольга ВОРОНЦЕВА ("КП" - Саратов"). 

А В ЭТО ВРЕМЯ 

На авиашоу в США за 2 дня погибли 10 человек

Никита КРАСНИКОВ

В пятницу в американском штате Невада истребитель P-51 Mustang времен Второй мировой войны под управлением 74-летнего Джимми Ливарда рухнул прямо перед зрительской трибуной. Самолет, к счастью, не взорвался. Но шквал металлических обломков смертельной косой прошелся по первым рядам зрителей. На месте, помимо пилота, погибли шестеро. Еще двое зрителей скончались уже на больничных койках. Ранения же получили более 60 человек. По предварительным данным, перед полетом опытный летчик Ливард был совершенно здоров.

Старинный истребитель погубил и пилота, и зрителей. Фото АП.