На киевском книжном рынке «Петровка» вчера о роспуске Рады говорили мало - и как-то отстраненно. По-моему, очень показательный факт. В 2004 году, когда народ пошел на Майдан, на рынке чуть до драк не доходило: и покупатели, и продавцы разделились на два лагеря. А еще в те дни многие ларьки оставались на целый день закрытыми. «Книжники» - народ продвинутый. Многие пошли стоять на Майдан, пожертвовав доходами.
Откуда нынешнее равнодушие? Сказать, что большинству украинцев не нравятся ни оранжевые, ни бело-голубые, нельзя. Старые симпатии у многих сохранились - даже те, кто разочаровался в революции 2004 года, сейчас надеются: а вдруг у Президента наконец выйдет что-то путное? И те, и другие готовы наблюдать за политбаталиями, но исключительно по телевизору, как футбольные болельщики. На улицы мало кто пойдет.
А это значит, что Майдана-2 - коалиционного или оппозиционного - не будет. Палаточные городки в центре Киева стоят для проформы - и все это прекрасно понимают. Исход нынешнего политического кризиса будет решаться не на свежем воздухе, а в душных кабинетах. Победит тот, у кого окажется больше силы (иными словами, тот, кого поддержат силовики - МВД, СБУ, Генпрокуратура, армия). И это достаточно грустная перспектива - никто ведь не знает, чем может обернуться противостояние силовиков. В Москве, например, все закончилось расстрелом Белого дома.
У нас, учитывая украинскую рассудительность, все, возможно, ограничится игрой мускулов. Вчера в этом смысле инициатива явно была на стороне Президента. Сегодня, по логике вещей, нужно ждать реакции правительства и Рады. Впрочем, нужно еще вспомнить украинское упрямство: далеко не факт, что депутаты содрогнутся под президентским прессом и отправятся в регионы с избирательной кампанией (как им посоветовала Юлия Тимошенко). А что будет, если обе стороны так и не придут к общему знаменателю, сейчас, наверное, не знают ни на Банковой, ни на Грушевского.
И напоследок (не очень удобная мысль): люди давно устали от политических разборок. Они, в большинстве, хотят одного - стабильности. В обмен на стабильность готовы простить даже некоторые нарушения Конституции. Большинство из нас поддержит того, кто быстрее наведет порядок в стране.