Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
19 апреля
Загрузить еще

Почему Столыпина похоронили в Киеве?

Почему Столыпина похоронили в Киеве?
Фото: Петр Аркадьевич в Киеве за день до рокового покушения.

Четырьмя днями раньше в ложе Киевской оперы его застрелил анархист Дмитрий Богров (настоящее имя - Мордко Гершкович). Как ни странно, Петра Аркадьевича похоронили именно в Киеве - а не в Питере, где он жил последние годы, не в Москве и Саратове, где он служил в разное время. Почему? Этот вопрос мы задали российскому художнику Илье ГЛАЗУНОВУ, который много времени уделил изучению биографии этого человека и даже опубликовал ее неизвестные подробности в своей книге "Россия распятая". 

- Когда сразу после смерти вскрыли завещание Столыпина, первые строки были: "Я хочу быть погребенным там, где меня убьют". Петр Аркадьевич упокоился в Киево-Печорской лавре. В 1952-м я студентом проходил практику на Украине, побывал на этой святой могиле. Но в 1961-м, уже при Никите Хрущеве, глухой ночью подъехал кран, утащил гранитную надгробную плиту и массивный каменный крест. А саму могилу по высокому указанию закатали асфальтом. В 1989-м в Киеве была моя выставка. Друг-историк Виктор Киркевич повез меня в лавру. Молча, склонив головы, смотрели мы на растрескавшийся асфальт. Словно слезы, с сосулек струились на него звонкие капли. Вспомнил я, как в Париже прощался с Аркадием Петровичем, высоким, благородным, очень похожим на отца. "Поклонитесь от меня русской земле, которую я никогда не увижу, но ради которой жил мой отец и живу я".

- Мы должны сделать все, чтобы восстановить могилу великого человека! - говорю Киркевичу.

- Уже пробовали, Илья Сергеевич, но все боятся. А вот вы, да еще на такой высокой волне успеха вашей выставки можете запросто попасть к нашему руководству и решить вопрос напрямую.

- Я отправился на прием к первому секретарю Киевского обкома партии. Григорий Иванович Ревенко принял радушно, внимательно выслушал. "Добро, действуйте! Я отдам распоряжения". Могилу Петра Аркадьевича восстановили. Отдельная детективная история, как нашли надгробную плиту и крест. Хрущевские вандалы, спеша под покровом ночи свершить черное дело, впопыхах зарыли их в землю в самой Лавре.

- Илья Сергеевич, у вас была еще мечта восстановить памятник Столыпину в Киеве.

- Его поставили на Крещатике через год после гибели премьера. Деньги на монумент собирал народ. На камне высекли знаменитые слова: "Вам нужны великие потрясения - нам нужна Великая Россия". На пьедестале написали: "Петру Аркадьевичу Столыпину - русскіе люди". В 1917-м одним из первых распоряжений Временного правительства Керенского был снос монумента "палачу и вешателю". Соорудив подобие виселицы, публично повесили на петле оторванную от пьедестала фигуру. Словно казня его снова, на этот раз через повешение. В те же дни был снесен и памятник в Симбирске, на родине Керенского и Ленина. Ох, не зря Временное правительство освободило арестанта Гирса, а чекисты выпустили ­за рубеж жандармского генерала Курлова.

Обрадовавшись разрешению киевских властей восстановить святую могилу, я предложил Киркевичу заодно и памятник вернуть. Он замахал руками: "Да вы что! На том месте Ленин! Кто же осмелится заменить его Столыпиным?" Даже в перестройку восстановление памятника Столыпину было невозможно.Еще труднее представить это сейчас.

- Как Столыпин оказался в Киеве?

- Там открывали памятник Александру II. Прибыл Николай II с семьей, государственные деятели. 14 сентября высокие гости были на спектакле "Сказка о царе Салтане". В антракте в Столыпина выстрелил террорист Богров. 11-е покушение стало роковым. Пуля задела печень. Вот свидетельство очевидца преступления: "Петр Аркадьевич как будто не сразу понял, что случилось. Он наклонил голову и посмотрел на свой белый сюртук, который с правой стороны, под грудной клеткой, уже заливался кровью. Медленными, уверенными движениями он положил на барьер фуражку и перчатки, расстегнул сюртук и, увидя жилет, густо пропитанный кровью, махнул рукой, как будто желая сказать: "Все кончено!" Затем он грузно опустился в кресло и ясно и отчетливо произнес: "Счастлив умереть за царя". Увидя государя, вышедшего в ложу, Петр Аркадьевич, на виду у всех, благословил его широким крестом". Ему было всего 49 лет! 

В ТЕМУ

Русские цари ездили к нам за советами провидцев

"КП" выясняла, чем манил самодержцев старейший город империи.

Монах из Лавры предсказал Петру I победу над шведами

Первый император России приехал в Киев в июле 1706 года, чтобы проверить городские укрепления на случай нападения шведов. На склонах Днепра в тот день собрались почти все киевляне. Император приплыл на галере, его приветствовали грандиозным фейерверком. Сойдя на берег, царь поспешил в "Софию Киевскую", где принял участие в богослужении. 

 

В городе Петр пробыл полтора месяца. В основном руководил строительством Печерской крепости, неприступного по тем временам укрепления, где вахту несли 5 тысяч солдат. Сам царь "квартировался" на Подоле в "Доме Петра" и часто заезжал в Лавру. 

В Киево-Печерском монастыре с царем произошел любопытный случай. Когда один монах подавал Петру поднос с вином, император его не заметил и, взмахнув рукой, выбил поднос. Присутствующие сочли это за дурной знак, но расторопный монах не растерялся: "Так сокрушатся силы супостатов твоих, государь!" Император засмеялся: "Надеюсь, так и будет"…

В 1709 году, после победы над шведами в Полтавской битве, Петр приехал в Киев во второй раз, разыскал того монаха - и распорядился возвести его в сан архимандрита. 

Елизавете посоветовали, как сохранить любовь

Дочь Петра I - императрица Елизавета провела в Киеве 18 дней - в 1744 году. 

- Поселилась она в специально подготовленных для нее архимандрических кельях Лавры,- рассказывает историк и писатель, завотделом Музея истории Киева Виталий Ковалинский. - Посещала в основном монастыри, которые всячески поддерживала материально. Именно она выделила 20 тысяч рублей на строительство Андреевской церкви. По приказу Елизаветы был заложен и Царский дворец (ныне Мариинский. - Авт.).

 

Как-то царица поинтересовалась у лаврских монахов, где в Киеве живет пещерник Досифей, и пожелала его увидеть. Монахи удивились, но отвезли императрицу в Китаеву пустынь (сейчас территория Голосеевского района города). Как выяснилось впоследствии, Елизавета Петровна хотела расспросить отшельника о том, будут ли прочными ее отношения с графом Алексеем Разумовским (они как раз повенчались). Разумовский, кстати, был из украинских аристократов, поэтому и советоваться Елизавета приехала в Украину. 

Что именно сказал ей Досифей - тайна. Известно лишь, что вознаграждение - кошель с золотом - отшельник отверг. Но Елизавета, говорят, осталась довольна. 

Александр I разыскивал пророков

195 лет назад, в 1816 году, после победы над Наполеоном Киев посетил царь Александр I. Он остановился в Лавре, а удобные покои Мариинского дворца любезно предоставил герою войны генералу Николаю Раевскому. Император пробыл в Киеве семь дней - с 5 по 12 сентября. Помимо официальных визитов и обозрения города, император посещал местных монахов, которые прославились своим умением видеть будущее. Одним из таких был инок Босиан, к которому царь и потом не раз обращался за советом…

 

Николая I послали в Лавре

Больше всех царей Киев любил, пожалуй, Николай I. Он бывал здесь 15 раз!

- Впервые Николай посетил наш город, будучи еще великим князем в 1816 году. А в качестве монарха приехал сюда в 1829-м, - рассказывает Виталий Ковалинский. - Николай много сделал для Киева. Под его контролем были построены университет святого Владимира в 1834 году, институт благородных девиц (сейчас Октябрьский дворец. - Авт.), Владимирский кадетский корпус, Новая Печерская крепость… Также с его повеления раскопали и облагородили Золотые ворота. 

 

Хотя Николай не стремился общаться с киевскими провидцами-отшельниками, как Елизавета или Александр, он много внимания уделял церкви, часто наведывался в Лавру и даже обедал с нищими, дабы проверить качество еды, которую подают бедным.

А однажды один из монахов… послал государя! Произошло это так. Николай приехал в Лавру внезапно, когда монастырская братия обедала в трапезной. Завидев царя, монахи бросились врассыпную, а один инок, ничего не подозревая, зажигал паникадило. "Оставь, не надо", - сказал царь, беря его за руку. "Тебя никто не спрашивает, иди прочь!" - огрызнулся монах, не подозревая, что перед ним царь. Николай, улыбнувшись, ушел. А монах чуть не лишился чувств, когда ему сказали, кому он нагрубил.