Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
19 апреля
Загрузить еще

Первый украинский фронт: Война модерна с постмодерном

Первый украинский фронт: Война модерна с постмодерном
Фото: Фото УНИАН.

Дмитрий ВЫДРИН, политолог:

Но многое, на мой взгляд, можно прояснить и понять, если взглянуть на актуальную ситуацию как на противоборство модернизма и постмодернизма. 

Нынешняя украинская власть - своего рода "дитя" политического модерна. Эту элиту можно было бы назвать союзом угля, стали и газа. Для нее самыми главными ориентирами являются термины "стабильность", "развитие", "постепенность". А самыми сладкими словами - "бюджетные потоки", "западные кредиты", и "восточные транзиты". 

Ее основное желание - это неспешная, спокойная, но уверенная эволюция в духе плановой советской модернизации. Ибо она знает главный секрет - "медленная модернизация означает быстрые заработки". Правда, только в том случае, если ты эту модернизацию полностью и единолично возглавляешь сам. Когда-то коммунизм  родоначальники первого социалистического государства  расшифровывали как "советская власть плюс электрификация всей страны", а нынешняя украинская власть свой "коммунизм" могла бы расшифровать как "модернизация производства всей страны плюс монополизация власти и прибыли правящим кланом".

И вот этой "модернизаторской" элите противостоит контрэлита во главе с пассионарной Тимошенко. 

Хоть сама Тимошенко и любит сравнивать себя с Жанной д,Арк, на самом деле она намного ближе - по психотипу, целям и мотивации - к пламенной коммунистке Долорес Ибаррури или уже подзабытой гламурной комсомолке Гладис Марин. Как  Долорес и Гладис, Юлия - абсолютно чистый продукт постмодернизма со всеми его особенностями и характеристиками. 

Как известно, сутью постмодернизма является отрицание законов (и экономических, и юридических) как таковых и разрыв любых причинно-следственных связей. Это полное преобладание революции над эволюцией. Это замена поэтапного развития "прорывами", "надрывами" и "великими скачками". Это замена здравого смысла цинизмом, а совести -  справедливостью.  Это торжество эстетики над этикой, китча - над классикой, гламура - над респектабельностью. 

Для реализации своих планов Тимошенко также необходима полная и единоличная власть, как и ее властным оппонентам. Только лозунг у нее был бы совсем другой. Ее "коммунизм" - это "юлификация всей страны плюс западное обожание". То есть создание культа единственной, неповторимой "берегини страны" и, конечно, преклонение зарубежных лидеров и бомонда. 

В борьбе модернизма и постмодернизма выигрывает тот, кто сражается на своем поле. Аутентичным полем модернизма является завод, фабрика, предприятие, а постмодернизма - телевизионное шоу, уличная сцена или зал суда.

Дело в том, что главным инструментом модернизма является менеджмент, талант управления, а постмодернизма - актерская игра, талант лицедейства и перевоплощения. 

Интуитивно чувствуя "свое поле", Юлия Тимошенко сделала все возможное и невозможное, приложила максимум усилий и стараний, чтобы завоевать свое неотъемлемое гражданское право на суд над самой собой, на свое тюремное заключение.

И теперь, когда Юлия Владимировна получила желаемое, на нее опять приятно смотреть: насколько она была сера, мрачна и удручена в последнее время в своей каждодневной вольной жизни, настолько она опять оживилась, воодушевилась и просто-таки расцвела в заключении. 

Она неистово верит в то, что постмодернизм победит. Что страна опять заживет в веселом и беспросветном хаосе, люди, вместо того чтобы ходить на нудную и однообразную работу, сутками напролет будут штурмовать правительственные учреждения, перегораживать дороги и заполонять площади. Все позабудут о всяких там ВВП или прожиточных минимумах, а заживут зажигательными революционными лозунгами и баррикадными нескончаемыми песнями и гимнами. Она верит, что так будет, ведь люди не козлы, чтобы жить по правилам и ходить на работу. 

При прямом же столкновении постмодернизм всегда побеждает модернизм, потому что он выглядит ярче, сценичнее и демократичнее, чем модернизм, тем более половинчатый и неумелый. Так что дело Тимошенко живет и явно побеждает. Есть только одно маленькое "но", способное крайне быстро прервать этот нарастающий "праздник" бурной жизни. Любой акт постмодернизма невозможен без харизматика. 

Но дело в том, что для разгона максимальной харизмы нужен своего рода психологический коллайдер. Он называется "бинарная харизма". Это когда два взаимосвязанных субъекта - инь и янь, - отражая сигналы друг друга, разгоняют взаимную харизму до невероятной яркости. Но если такая взаимосвязь субъектов нарушается, бинарная харизма превращается из "коллайдера", разгоняющего сигналы, в "черную дыру", сигналы поглощающую. 

Поэтому, чтобы постмодернистское дело Тимошенко победило полностью, окончательно и бесповоротно, ей все же необходимо вернуть Ющенко. Интуитивно она это понимает и молчит-молчит в его присутствии. И он это понимает и говорит-говорит и в ее присутствии, и в ее отсутствие.