Загрузить еще

"Булгария" повторила судьбу "Адмирала Нахимова"?

Ясной теплой ночью 31 августа 1986 года произошло одно из страшнейших кораблекрушений XX века. На выходе из Цемесской бухты, что под Новороссийском, самый крупный на Черном море пароход "Адмирал Нахимов" (длина 174,3 м, ширина 21,02 м, высота борта 11,81 м) столкнулся с балкером "Петр Васев". Удар пришелся в правый борт лайнера. В образовавшуюся пробоину площадью более 80 квадратных метров хлынула вода. Судно затонуло за 7 минут. Все произошло так неожиданно и быстро, что никто из командующего состава "Нахимова" даже не успел объявить тревогу. Кто-то из команды пытался самостоятельно организовать эвакуацию людей, но их мало кто слушал. Началась паника - каждый спасался как мог. Зрелище обезумевшей толпы было настолько ужасным, что второй помощник капитана Александр Чудновский просто заперся у себя в каюте и пошел ко дну вместе с судном.

СПАСЕННЫХ МОГЛО БЫТЬ БОЛЬШЕ  

Одессит Борис Морозов был на том рейсе электромехаником. Больше 15 лет он просто не мог говорить о случившемся - на его глазах погибли сотни пассажиров и два его близких друга. 

- Это казалось невероятным: махина размером с футбольное поле пошла ко дну как какой-то захудалый катерок! - вспоминает Борис. - Семь минут - и все. То, что в эти страшные мгновения творилось на переполненном судне, невозможно забыть и тем более простить: даже самая кровавая битва с этим ужасом не сравнится. Крепкие, физически сильные мужики кулаками и обломками стульев пробивали себе путь к спасению, не жалея ни женщин, ни детей. Неспроста ведь среди выживших потом прокатилась волна самоубийств - те, кто запятнал себя чужими смертями, не смог с этим жить дальше. 

Многие из пассажиров "советского Титаника" попросту не умели плавать, а надеть спасательные жилеты не успели. Кому-то повезло, и его, уже тонущего, подхватывали товарищи по несчастью, но десятки - те, кому удалось спрыгнуть с тонущего парохода, захлебнулись буквально в двух шагах от спасения.

К слову, команда теплохода "Петр Васев" людей из воды не подбирала. Там решили ограничиться лишь несколькими спущенными на воду шлюпками. Тонущих спасали лишь береговые буксиры да пограничные катера. 

- Я случайно увидела по телевизору кусочек фильма "Титаник", так мне пришлось вызывать скорую - сердце чуть не разорвалось. Ведь я была в такой же барахтающейся массе людей, вопли, всхлипы, плач и цепляющиеся за тебя руки до сих пор мне снятся в кошмарах, - вспоминает жительница Донецкой области Анна Стрельникова, бывшая пассажиром на злосчастном судне. - А над всем этим возвышалась махина этого убийцы "Васева". Многие люди поплыли к нему, рассчитывая на помощь. А он вдруг завел двигатели и прямо по головам пошел в порт. Сколько было тогда задавлено и порублено винтами… 

По официальным данным, тогда утонуло 423 человека, еще 836 спасли.

ОБА КАПИТАНА ПОЛУЧИЛИ ПО 15 ЛЕТ 

По официальным данным, тогда утонуло 423 человека, еще 836 спасли. Но истинного количества погибших до сих пор не знает никто. Следствие считало жертв только по проданным билетам, хотя на самом деле на пароходе было много неучтенных пассажиров (по некоторым данным, до 150).

- В те годы считалось обычной практикой брать в круиз знакомых, друзей, родственников членов экипажа, - вспоминает буфетчик "Нахимова" Петр Тураносов. - Не брезговали и откровенным "леваком" - когда по одному билету на борт поднималось два и даже три человека. 

Разумеется, в открытую в стране победившего социализма об этом никто не говорил. А поднятые с судна безбилетники просто пополнили армию ежегодно пропадающих без вести людей. 

Автор книги "Горькая правда Катастрофы" Борис Морозов.

После столкновения теплоход "Петр Васев" отправился на ремонт в Ильичевский порт. А уже после того, как все работы были завершены, на его корпусе однажды появилась 20-метровая надпись "убийца". Авторов нашли в течение двух суток: не так много людей имели доступ к судну, да еще и с несколькими ведрами краски. Судили всех троих за злостное хулиганство и вредительство. Каждому дали по пять лет - еще легко, по тем временам, отделались.

- Тогда не принято было особо разбираться, кто прав, а кто виноват, - рассказывает автор книги "Горькая правда Катастрофы" Борис Морозов.  - Было постановление ЦК КПСС: виновных строго наказать. Председатель следственной комиссии - будущий президент Азербайджана Гейдар Алиев взял под козырек и все выполнил. Следствия как такового не проводили - был опрос свидетелей, заключение экспертной комиссии и все. А потом "самый гуманный суд в мире" постановил: оба капитана в равной степени виноваты. И капитан "Нахимова" Вадим Марков, и капитан "Васева" Виктор Ткаченко получили по 15 лет тюрьмы. Правда, уже через пять лет оба были помилованы и вышли на свободу.

ОТ ЗАГОВОРА СПЕЦСЛУЖБ ДО СУМАСШЕСТВИЯ  

О причинах трагедии до сих пор ведутся оживленные споры, причем выдвигаются самые невероятные версии, вроде такой: в районе Цемесской бухты американские военные испытывали секретное оружие и неведомыми лучами буквально зомбировали капитанов, заставив их выполнять неадекватные действия.

В конце 80-х была очень популярна конспирологическая версия, согласно которой крушение судна - дело рук КГБ. На судне в момент крушения находился начальник контрразведки Одесского округа генерал-майор Алексей Крикунов, после отпуска он собирался предоставить в Кремль свой доклад о массовой коррупции в высших эшелонах УССР, вот его и решили устранить. А чтобы ни у кого не возникло подозрений, вместе с ним убили несколько сотен мирных граждан. 

- Это все, конечно же, бред, - продолжает Борис Морозов. - Есть масса других способов расправиться с неугодным. Но вот то, что Крикунов с семьей опоздал на судно и его отправление задержали, конечно, сыграло свою роковую роль. Следуй "Нахимов" по графику - трагедии бы не произошло. Но это уже детали. На самом деле крушение случилось из-за разгильдяйства, халатности и самоуверенности людей. Пассажирский пароход, например, вышел в рейс неисправным: капитана "Васева" гнал план - до конца календарного месяца оставались считаные минуты и он торопился скорее зайти в порт. 

Бывший сослуживец капитана "Петр Васев" Аркадий Хасин уверен, что в трагедии виноват исключительно капитан балкера Виктор Ткаченко. Ведь это судно было оснащено по последнему слову техники, оно в автоматическом режиме могло разойтись с 36 движущимися объектами.

- Он был из тех людей, кому просто не дано было руководить судами, - говорит он. - Я с ним много лет ходил в рейс старшим механиком на теплоходе "Аркадий Гайдар" и попадал в аналогичные ситуации, как с "Нахимовым", только без жертв. А все почему? Да потому что судном он управлял не как огромной махиной с десятками тысяч тонн груза, а как обычным "жигуленком". Свято верил в то, что если он прикажет остановиться, корабль встанет как вкопанный. Мы в Гамбурге чуть японский сухогруз не протаранили - тому от нас просто удалось увернуться. В тот день наш капитан недоумевал: как же так, я ведь приказал "лево руля, стоп и полный назад, а теплоход не послушался". Но ведь любой школьник знает, что такое сила инерции. 

Знающие люди говорят: гибель "Булгарии" - повторение истории с "Нахимовым". Уж слишком много общего в этих трагедиях: беспомощность и непрофессионализм команды, самоуверенность и самодурство капитана, "левые" пассажиры, неисправность судна, которую якобы "не замечают" ответственные чиновники. Разница в том, что волжский теплоход выпустили в плавание за "благодарность" в несколько тысяч долларов, а гигантский лайнер (и это реальный факт) за дефицитную колбасу и гречку.

- В результате же мы имеем десятки смертей, сотни поломанных жизней и полную растерянность властей: как же так, мы ведь следили, инспектировали, штрафовали, а людей уберечь не смогли, - делится своими соображениями капитан первого ранга Владислав Смирнов. - Вот и остается нам лить слезы, оплакивать ушедших и пенять на злой рок, а где-то там, я вас уверяю, надеясь на "волосатую лапу" влиятельных знакомых и наше славянское авось, уже водит пассажирские суда очередной убийца. 

Фото с сайтов shipspotting.com, admiral-nakhimov.net.ru и Людмилы СЕРИКОВОЙ. 

КСТАТИ 

Как сложились судьбы капитанов

Трагедия 1986 года сломала жизнь капитанам обоих судов. После освобождения в 1992-м рулевой "Адмирала Нахимова" Вадим Марков поселился в Одессе и долгое время  работал в Черноморском Морском пароходстве капитаном-наставником по технике безопасности на пассажирских судах. С прессой никогда не общался и вообще редко бывал на людях. Последние годы жизни Марков тяжело болел. Умер 31 мая 2007 года.

Второй капитан - Виктор Ткаченко - после выхода на свободу несколько лет скрывался от родственников погибших пассажиров, которые поклялись ему отомстить. Устав бегать по стране, он сменил фамилию на Тальор и уехал в Израиль. Там устроился в частный яхт-клуб, где, как и его коллега с "Нахимова", преподавал технику безопасности на воде. В 2003-м у берегов Канады потерпела крушение яхта, направлявшаяся из американского  Бостона в Европу. Одним из троих погибших оказался капитан яхты, гражданин Израиля Виктор Тальор. 

В ТЕМУ

"Петр Васев" до сих пор на ходу 

В начале 90-х его продали за бугор, и балкер ходит нынче в рейсы под мальтийским флагом и под новым названием Orbit. Заходит в тот же порт в Новороссийске, где четверть века назад потопил "Нахимова". А вот пассажирский лайнер по сей день покоится на дне морском - поднимать его запретили, поскольку на нем остались останки минимум 65 человек, до которых не смогли добраться водолазы. Затонувшее судно считается братской могилой.