Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Почему Кучма старается не думать о политике

Почему Кучма старается не думать о политике
Фото: Воплотить в жизнь государственные планы Кучме больше всего помешало отсутствие парламента, избранного по пропорциональной (партийной) системе.

Во вторник второму президенту Украины исполнилось 73 года. Событие это осталось за рамками светской хроники: Леонид Кучма стал непубличной персоной, он старается не привлекать к себе внимания даже друзей, не высказываться публично и, наверное, даже не думать о политике. Лишь несколько человек, в числе которых - Анатолий Кинах и Василий Горбаль, признались "КП", что поздравят Данилыча с праздником по телефону. Да президент Виктор Янукович, пребывающий в отпуске, отправил поздравительную телеграмму. Остальные в лучшем случае пришлют открытки.

А ведь в начале девяностых именно он определял, как будет жить страна, - и люди воспринимали его как реформатора и прогрессивного политика-руководителя, эдакого "красного директора", под руководством которого оказались не заводские цеха, а целая страна. Мы решили вспомнить подзабытые моменты из жизни Кучмы-государственника.

"Красный директор" и правильный вектор

"Широкую известность в узких кругах" нардеп Кучма приобрел благодаря директорской должности на днепропетровском "Южмаше". Работа на "оборонку" вообще не предполагает публичности. Леонид Данилович стал исключением. В октябре 1992 года он впервые вышел на всеукраинскую арену, стал центром влияния в среде "красных директоров", которые были напуганы катастрофическими последствиями развала Союза для экономики страны. И уже 13 октября постановлением Верховная Рада делает Кучму премьер-министром страны.

- Скажите, какое общество мы собираемся строить, и я его буду строить, - заявил Леонид Данилович с трибуны парламента две недели спустя, давая понять: в стране - разруха, экономика требует мощного толчка и от роли премьера будет зависеть сама независимость.

Тогда же Кучма попросил для себя усиленных, почти диктаторских, полномочий. Коими Рада и наделила его 18 ноября 1992 года - после недели прений и разночтений. На полгода ему разрешили выдавать любые экономические декреты (равнялись законам), не согласовывая их ни с парламентом, ни с президентом. Еще одно условие - назначение глав регионов (сейчас это делает президент).

Через полгода премьер снова выступал в Раде. Отчитался о проделанной работе, пообещал "закручивать гайки" и бороться с коррупцией. А заодно попросил продлить полномочия. Увы, история не сохранила видео дебатов народных избранников. По воспоминаниям некоторых из них, наиболее активную роль сыграли отдельные депутаты-руховцы, наладить отношения с которыми у "красного директора" никак не получалось.

Совсем скоро Кучма подал в отставку - ушел, громко хлопнув дверью. Его премьерскую карьеру погубили разногласия в "пестром" по составу национально-коммунистическом парламенте, всегда имевшем свое мнение по поводу экономических мер премьера.

В дуэли с Морозом проиграл дважды

На самом деле президентство Данилыча было предопределено. Во-первых, его поддерживала Россия - в противовес чересчур "заигравшемуся" в национализм Леониду Кравчуку. Во-вторых, Кучма имел более профессиональный штаб, чем действующий президент - кампанию вел Дмитрий Табачник. Наконец, сам Кравчук был настолько уверен в своей победе, что и не заметил, как... проиграл. Люди проголосовали не столько за Кучму, сколько против власти.

Едва заселившись в кабинет на Банковой, Леонид Данилович "поломал" свои же предвыборные обещания и начал дрейфовать в сторону Запада. Свой первый визит он совершил не в Москву (чего боялись националисты), а в Канаду. Кроме того, новоизбранный президент сразу же ввязался в войну.

Дело в том, что в марте 1994 года прошли досрочные выборы в Верховную Раду. "Слуг народа" избирали в одномандатных округах в два тура - в итоге в парламенте оказался численный перевес коммунистов и социалистов. Последних "вел в бой" Александр Мороз, который и стал спикером. Несмотря на то что на президентских выборах социалист поддержал Кучму, после он занял оппозиционную нишу и схватился с президентом в битве за власть.

По словам Дмитрия Выдрина, в середине 90-х занимавшего должность советника президента, противостояние было не на страх, а на совесть. Он сам предлагал Кучме свои услуги в качестве переговорщика, но в итоге президент и спикер парламента почти не общались друг с другом. Начавшись осенью 1994 года, "дуэль" через год обострилась донельзя и вылилась в принятие Конституции, невыгодной для главы государства, в 1996-м.

Политреформа президента забуксовала. Александр Мороз рассказывал "КП", что Кучму подвела случайность. Кучма имел свой "центр влияния" в парламенте - фракцию Народного Руха, возглавляемую Вячеславом Чорновилом. А за Мороза пошли разрозненные мажоритарщики, с которыми популисту-спикеру было договориться безусловно проще, чем президенту-государственнику, готовому к непопулярным решениям. 

Кстати, кучминский проект Конституции уже тогда содержал такие "новеллы", как двухпалатный парламент и пропорциональную избирательную систему, из чего было видно, что президенту больше всего мешала работать существовавшая на тот момент мажоритарная система, при которой каждый депутат был "сам себе барин" и никому не подчинялся. 

Карьеру подкосило "дело Гонгадзе"

Очередной победой над президентом, к слову, стал и отказ Рады утверждать премьер-министром Валерия Пустовойтенко. Он так и проработал и. о. премьера вплоть до ноября 1999-го, когда Кучма был переизбран на пост президента. Да и тогда Данилыч едва не уступил Морозу. Его рейтинг был явно ниже, чем у социалиста - но важную роль сыграл политтехнологический ход: противопоставление президента лидеру Компартии Петру Симоненко и, соответственно, противопоставление сов­деповского прошлого и "относительно светлого" будущего.

Сразу после победы на выборах Леонид Данилович вернулся к своей давней идее - поменять Конституцию так, чтобы ограничить мажоритарный беспредел. Данилыч хотел отказаться от мажоритарной системы, чтобы облегчить процесс переговоров с Верховной Радой - ведь быть другом каждому депутату-мажоритарщику не получилось бы ни у одного руководителя государства. В конце 90-х у Кучмы даже появился штатный парламентский "дипломат", Александр Волков. Посвященный в политические процессы, депутат носил титул теневого "директора парламента". 

- Не исключаю, что тот же Волков решит предложить себя в качестве "дипломата" и нынешней власти, ведь в Верховной Раде снова думают о том, чтобы сменить пропорциональную избирательную систему на смешанную, - утверждает политолог Владимир Горбач. - Но мне кажется, в одну реку дважды не входят.

Первые парламентские выборы по смешанной системе прошли в 2002 году. Пусть мажоритарщиков в Раде стало меньше - борьба парламента и президента только обострилась. Хотя "не хватало полномочий", как правило, Леониду Кучме. В итоге спустя семь лет после "старта" президентского срока он научился обращаться с Радой. В парламенте таки удалось создать пропрезидентское большинство. Было оно ситуативным - переговорщики из фракции "За единую Украину!" действовали методом кнута и пряника. По некоторым данным, за голоса "неопределившихся" мажоритарщиков им предлагали как передать в управление пакеты акций некоторых предприятий, так и просто большие деньги. 

Все смешалось после "дела Гонгадзе". Почувствовав, что президент стал уязвимым, мажоритарщики, даже "подмазанные" сторонниками власти, дружно перешли в оппозицию, позабыв, кстати, о полученных в прошлом бонусах. В парламенте всерьез заговорили об импичменте, несмотря даже на то, что механизма отставки президента попросту не существовало в природе. 

Кучма в отставку не ушел, но он лишился всех своих союзников: Рада с упоением отправляла в отставку шефа СБУ Деркача и министра внутренних дел Кравченко. Де-факто депутаты заблокировали работу практически всех союзников президента, и он остался в полной изоляции. 

Именно этим фактом объясняется одно из самых неожиданных решений Данилыча. В поиске новых союзников он обратился к "донецким", которых до того сам упорно не хотел допускать в Киев, будучи представителем другого - днепропетровского - клана. Как только страсти на улицах столицы, вызванные "Украиной без Кучмы", утихли, Виктор Янукович стал премьером и о нем всерьез заговорили как о будущем президенте. 

А местью Кучмы мажоритарщикам, из-за которых он неоднократно был на волосок от отставки, стал знаменитый проект политреформы-2004, одним из главных пунктов которого заключался в переходе от смешанной избирательной системы к пропорциональной. Кучма к концу своего второго срока научился влиять на парламент, но одновременно понял для себя, что фракционная модель парламентского устройства гораздо лучше. 

Политреформу Кучмы, как известно, приняли как часть компромисса с "оранжевыми". А сейчас отказались от нее - в первую очередь из-за ее "оранжевого" привкуса. 

Данилыч мог бы рассказать нынешней власти о всех трудностях работы с депутатами-мажоритарщиками. Но он, как известно, молчит, предпочитая не думать о политике...

Фото УНИАН.