Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

"Мы на "Булгарии" и не в такой шторм попадали"

Фото: Теплоход «Булгария» сейчас находится на дне как раз под кранами.

В пермскую редакцию "КП" пришли четыре капитана и механик, которые в разные годы работали на "Булгарии" и на аналогичных дизель-электроходах. У них - свое мнение о причинах трагедии.

- Много уже написано про открытые иллюминаторы, через которые захлестнуло воду. Но дело может быть не только в них, - предполагает Владимир Немтинов. Он много лет проработал капитаном на разных судах, в том числе и на таких, как "Булгария". - Очень может быть, что корпус был водотечный. Это не значит, что где-то есть пробоины. Вода могла просачиваться постепенно - через пожарную систему, водную. Если уровень 5 миллиметров некритичный, то 5 сантиметров - уже существенно. За этим должны были строго следить члены экипажа: откачивать воду и просушивать днище. (Может, капитан знал, что в трюме скапливается влага, и потому побежал именно туда в момент катастрофы? - Ред.)

- Судно шло с креном на правый борт, насколько это опасно?

- Крен создают цистерны в трюме, заполненные топливом, маслом, питьевой водой, сточной, - продолжает Немтинов. - В день трагедии люди вернулись на теплоход с экскурсии по Болгару, многие пошли в душ. Цистерны начали заполняться. Нужно это всегда учитывать, вовремя выравнивать, перекачивать. Кроме того, из-за сильного ветра слева пассажиры столпились с правой стороны - еще одна нагрузка.

- "Булгария" - очень крепкое судно, - добавил Георгий Кушнарев, капитан "Булгарии" (тогда еще "Украины") в 1978 - 1984 годах. - В свое время мы на ней и не в такой шторм попадали, однажды волной выдавило стекла сразу в пяти иллюминаторах, но все обошлось. Вода хлынула, но мы подставили фанеру и ушли к берегу.

- Если бы судно было сухим и на ровном киле, оно продержалось бы на воде не три минуты, а минимум час, - сказал капитан Феликс Ястребков. - Спаслась большая часть экипажа, но заметьте, они не рассказывают, как. Я думаю, с уровнем подготовки команды там было не все гладко. Например, Василий Байрашев (интервью с ним - на kp.uа) только в этом году окончил речное училище - и его уже поставили на должность старшего электромеханика! Я его знаю, он проходил практику на теплоходе "Тарас Бульба", где я был капитаном. У меня он был мотористом, разобрался во всем, но судна наподобие "Булгарии" не знает. Он не был готов к такой работе. Раньше к этой должности люди шли годами. 10 лет нужно, чтобы стать старшим электромехаником. Сейчас частные хозяева за такими вещами не следят...